0

Экспериментальная беспилотная «воздушная торпеда», один из первых проектов предшественников современных крылатых ракет. Разработана изобретателем Чарльзом Кеттерингом по заказу Армии США в 1917 году. Предназначалась для обстрела с дистанции до 120 км городов, крупных промышленных центров и мест сосредоточения войск противника. Отличался простотой конструкции и очень низкой ценой. Хотя аппарат сравнительно успешно прошёл испытания, Первая мировая война закончилась и снаряд так и остался опытным.

Постройка «летающей бомбы», названой-«Жук» Кеттеринга, началась на фирме «Dayton-Wright», в штате Огайо. Консультантом в вопросах аэродинамики выступал главный инженер Орвил Райт. Разработкой автопилота для снаряда занимался Элмер Сперри.«Жук» Кеттеринга был очень простым и компактным аппаратом. Цилиндрический, сужающийся к корме корпус был изготовлен из дерева, с фанерной обшивкой. Сверху на нём крепилась бипланная коробка крыла, удерживаемая стойками и расчалками. Крылья имели при взгляде спереди форму буквы «V» с отклонением в 10 градусов от горизонтальной линии — такой элемент конструкции был предусмотрен для повышения устойчивости машины.

Аппарат оснащался очень простым и дешевым четырёхцилиндровым сорокасильным двигателем DePalma, производимым фирмой «Wright» по лицензии. Двигатель приводил в действие двухлопастной пропеллер в носовой части.

Система управления была инерциальной, автоматической. После старта машины, приводимый в движение от двигателя электрический гироскоп обеспечивал стабилизацию «Жука» в воздухе и направлял его на заданный курс. Гироскоп был соединен с  автопилотом, который при помощи пневматических цилиндров управлял горизонтальным и вертикальным рулем.Высота полёта устанавливалась предварительно с помощью барометрического альтиметра.

После запуска с рельсовой катапульты (по которой бомба разгонялась на колёсной тележке), снаряд выходил на установленную высоту и летел по прямой в сторону цели. Специальное устройство отсчитывало обороты пропеллера, максимальное число которых задавалось механиками непосредственно перед вылетом с учётом скорости и направления ветра. Как только винт машины достигал заданного числа оборотов (что означало, что аппарат пролетел расчётную дистанцию), устройство высвобождало пружинный механизм, отключающий двигатель и выбивающий болты, удерживающие крыло на корпусе. Крыло отделялось, и аппарат падал вертикально вниз, прямо на цель с 80 килограммами взрывчатки в корпусе.

Испытания модели начались с 1918 года. Первой в воздух поднялась, для отработки особенностей управления, пилотируемая версия машины (оснащенная рычагами управления и шасси: лётчик просто сидел верхом на корпусе за крылом). С её помощью удалось отработать аэродинамику будущей бомбы и изучить ряд неясных вопросов с автоматическим управлением.

После этого настал черёд испытаний беспилотных снарядов. Первый полёт, 2 октября 1918 года, был неудачен — хотя торпеда взлетела с катапульты, её полёт был нестабилен и вскоре она завалилась на крыло и разбилась. Двумя днями позже, 4 октября, состоялся второй полёт, ставший несомненным успехом — хотя торпеда отклонилась от прямой линии и начала выписывать круги, автопилот продержал её в воздухе 45 минут, до полного истощения запаса топлива.

Воодушевленные результатом, военные заказали 75 машин для испытаний и опытного развёртывания. Серия полётов была проведена в исследовательских целях, но в целом, результаты были весьма скромными — лишь 7 полётов из 24 могли быть сочтены по крайней мере частично успешными. Тем не менее, военные были настроены оптимистично и собирались заказать большую партию «летающих бомб» для применения против Германии в 1919 году, но война закончилась, прежде чем заказ был выполнен. Всего были изготовлены 45 «летающих бомб».

После войны, Армия сохранила интерес к машинам и продолжала эксперименты до 1920 года. В 1920 году, программа была прекращена по финансовым причинам. Всего, на проект «Жука» было потрачено 275000 долларов.

В целом, «Жук» Кеттеринга представляет интерес тем, что он являлся первым более менее успешным беспилотным летательным аппаратом, предназначенным для военных целей. В отличие от более тяжёлой и сложной летающей торпеды Сперри, «Жук» с самого началам позиционировался как максимально простое устройство, которое можно будет производить в больших количествах и применять массированно, не считаясь с затратами. В определенной степени, «Жук» Кеттеринга можно считать прообразом концепции крылатых ракет.

 

ЛТХ:

  • Размах крыльев — 4572 мм
  • Длина — 3810 мм
  • Стартовая масса — 238,1 кг
  • Масса боевой части — 81,6 кг
  • Мощность двигателя — 35…45  л. с.
  • Крейсерская скорость — 193 км/ч

Источники:

  • Werrell, Kenneth P. The Evolution of the Cruise Missile. — Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Press, 1985.
  • Laurence R. Newcome. Unmanned Aviation: A Brief History of Unmanned Aerial Vehicles. — American Institute of Aeronautics and Astronautics, 2004.
  • Frederick I. Ordway III, Ronald C. Wakeford. International Missile and Spacecraft Guide. — McGraw-Hill, 1960.
  • Gunston, Bill. The Illustrated Encyclopedia of the World’s Rockets & Missiles: a comprehensive technical directory and history of the military guided missile systems of the 20th century. — Salamander Books, 1979.
  • https://pikabu.ru/@1Kyl0Ren1
  • https://ru.wikipedia.org/
0

от admin