5+

Канадское правительство приняло решение поставить в Украину военную технику и вооружение на сумма 500 млн долларов. Как сообщает канадское издание National Post, помимо легкого вооружения в Украину поставят бронетранспортеры LAV-25 и бронеавтомобили Senator. Количество техники и сроки поставки не разглашаются. Давайте же, пока эта техника направляется в Украину, разберемся, что она из себя представляет и каковы её возможности.

БТР LAV-25

Работы над семейством колесных многоцелевых боевых машин «Пирана» начались в конце 1960-х в швейцарской фирме MOWAG (MOtorWAGenfabrik) по собственной инициативе и прежде всего в расчете на экспорт. До того MOWAG уже отметилась участием в создании нескольких опытных и серийных БГМ, в т. ч. БМП «Мардер».

Новая машина сразу же привлекла к себе внимание армий многих стран, стремившихся заполучить колесные БТР/БМП с довольно высокой по тем временам защищенностью, хорошей транспортабельностью и подвижностью. В 1974 г. «Пирану» стали производить и в Канаде, на мощностях фирмы «Дженерал Моторс оф Кэнада» (GMC). А уже в 1980-х г.г. на удачные наработки северного соседа обратили внимания и в США, где как раз началась реализация программы по созданию сил быстрого развертывания на основе Корпуса морской пехоты.

Для них требовалось новое единое шасси — высокомобильная и легкая боевая машина, предназначенная для доставки личного состава, и целый ряд других. Непременными требованиями являлись амфибийность, возможность доставки тяжелым транспортным вертолетом СН-53 и грузовым самолетом С-130, более высокая, чем у бронетранспортера М113, огневая мощь. В целях определения облика машины и отбора наиболее подходящего образца из представленных на рынке вооружений в 1980 г. было сформировано отделение LAV (Light Armored Vehicle — легкая бронемашина), организовавшее в 1982 г. тендер, в котором приняли участие три фирмы: британская «Элвис Виклз» (БТР «Симба»), «Кадиллак-Гэйдж» (LAV-300), и канадская GMC («Пирана-1»).

Победителями вышли канадцы, и в 1983 г. завод GMC в Онтарио подготовил первую партию машин для США. Часть комплектующих (башня, комплекс вооружения, система управления огнем и т. п.) разрабатывались и поставлялись из США. Модельный ряд насчитывал 7 основных версий:

  • БТР(БМП) LAV-25
  • самоходный ПТРК LAV-АТ
  • штабная машина LAV-С
  • машина тылового обеспечения LAV-L
  • БРЭМ LAV-R
  • ЗРАК LAV-AD
  • комплекс РЭБ LAV-MEWSS
  • самоходный миномет LAV-R.
В общей сложности к 1987 г. Корпусу морской пехоты поставили 759 LAV всех видов. Стоимость одной БМП в середине 90-х составляла около 900 000 долларов.
Фактически, принятие LAV-25 на вооружении в США это была вынужденная мера, в отсутствии на то время других альтернатив: долгое время промежуток между БМП «Бредли» и автомобилем «Хамви» в американской армии вообще не был заполнен ничем, в то время как пехота давно нуждалась в средстве доставки солдат на поле боя и, при необходимости, её огневой поддержки в бою.
Свидетельством именно такого «переходно-промежуточного» подхода служит принятие на вооружение армии США более тяжелого и дорогого бронетранспортера «Страйкер» (кстати, также созданного на основе  Piranha III): как только «Страйкер» стал поступать в строевые части, LAV-25 стали переходить в разряд второстепенных боевых машин, их стали переоборудовать в машины тылового обеспечения, легкие БРЭМ и т.п.

Конструкция LAV-25

Колесная боевая машина LAV-25 по устройству мало изменилась по сравнению с оригинальной швейцарской «Пираной». Силовая установка размещается в передней части машины (смещена к правому борту), в то время как отделение управления расположено слева от нее. Десантное отделение занимает заднюю часть машины.
Такая схема, несмотря на некоторые присущие ей недостатки (например, ухудшенный обзор у мехвода), является оптимальной для БТР и БМП, так как улучшает защиту БО за счет двигателя, образующего вместе с лобовой броней разнесенную конструкцию, и позволяет обеспечить наиболее выгодный способ посадки и высадки десанта — через задние двери. Забронированный объем машины — около 8,4 кубометров.
Корпус LAV-25 — сварной, образован стальными катаными листами толщиной до 10 мм, установленными под наклоном. Наиболее защищен лоб машины. Над рабочим местом механика-водителя, имеющего в своем распоряжении 3 призматических прибора наблюдения, имеется посадочный люк. Кроме того, покидание машины возможно через люк в левом борту, задние двойные двери и распашной люк в крыше десантного отделения. Общий уровень защиты примерно соответствовал требованиям 1970-х — 80-х: лобовая броня держит крупнокалиберные пули до 14,5 мм и осколки, борта рассчитаны на защиту от 7,62-мм пуль с дистанции до 100 м.
Вооружение БМП LAV-25 установлено в башне, разработанной в рамках программы LAV фирмой «Дэлко Системз» и предназначенной для установки на различные легкие боевые машины. Башня «Дэлко» — двухместная, сварная, с противопульным бронированием, приводится в движение электрогидравлическими приводами.
Главный калибр унифицирован с БМП «Брэдли» — 25-мм автоматическая пушка М242 «Хьюз Хеликоптерс»/»Бушмастер». Угол наведения орудия по вертикали изменяется от -10 до +60 градусов. В боекомплект входят ОФЗС и БПС, из них 210 находятся в готовом к стрельбе положении: 150 — в укладке (ленте) 1-й очереди. Еще 210 выстрелов уложены в боевом отделении. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет М240 с боекомплектом в 1100 патронов, из которых 440 готовы к стрельбе. Опционален зенитный пулемет (единый М60, М240 либо тяжелый М2НВ).
Штатным оборудованием являются и две батареи дымовых гранатометов М257 по 4 мортирки в каждом. Командир может воспользоваться 7 перископическими приборами наблюдения и прицелом DIM 36 с увеличением. Таким же прибором, но со встроенным лазерным дальномером и тепловизором (с отводом изображения на командирский дисплей) оснащен наводчик.
В десантном отделении установлены две скамьи для шестерых мотострелков. В бортах имеются места для смотровых приборов MIL-B-11352, два таких же имеются в задних дверях. На части машин есть и амбразуры для стрельбы из личного оружия. Дополнительная оснастка — несколько радиостанций AN/PRC-68, ФВУ с РХБЗ, система предупреждения о применении ОМП, шанцевый инструмент.
Автоматическое ППО отсутствует, противопожарное оборудование состоит из двух переносных огнетушителей с «хэлоном-1301».
Ходовая часть — 8 колес на независимой подвеске с гидравлической амортизацией и спиральными пружинами. Шины выполнены из пулестойкой резины и имеют централизованную систему контроля давления. На случай необходимости замены перевозятся 1-2 сменные покрышки.
Моторно-трансмиссионная группа состоит из 6-цилиндрового V-образного 275-сильного дизеля с турбонаддувом «Детройт Дизель» 6V53T и трансмиссии «Эллисон» MT653 с автоматической КПП, имеющей 6 передач (5 переднего и 1 заднего хода), а также двух гребных винтов и четырех рулей. Максимальная скорость хода по шоссе около 100 км/ч, на плаву — 10 км/ч. При емкости топливных баков в 300 л запас хода без дозаправки равен 670 км.

Характеристики бронемашины LAV-25

Страна: Канада/США
Тип: Колесная боевая машина пехоты (8х8)
Дата выпуска: 1983 г.
Длинна: 6,39 м
Ширина: 2,5 м
Высота: 2,69 м
Броня, лоб: Противопульная
Броня, борт: Противопульная
Броня, башня: Противопульная
Экипаж: 3 человека + 6 десантников
Двигатель: 1х Detroit Disel 6V53, мощностью 275 л.с.
Дальность хода: 660 км
Максимальная скорость: 100 км/ч
Масса: 12,8 тонн
Вооружение: 1х 25-мм автоматическая пушка М242 Bushmaster (420 выстрелов), 2х 7,62-мм пулемёта FN MAG (спаренный + башенный).

Бронированные машины на базе БМП LAV-25

  • LAV-АТ — самоходный противотанковый ракетный комплекс. Корпус отличается от стандартного наличием командирской башенки за люком мехвода, отсутствием амбразур и измененным погоном боевого модуля. Вооружение машины — ПТУР 2-го поколения TOW с полуавтоматическим наведением, управляемые по проводам. В боекомплект могут входить ракеты модификаций TOW-1, I-TOW, TOW-2, тандемные TOW-2A и ударноядерные TOW-2B. ПУ ПТУР TUA фирмы «Эмерсон» несет две готовые к бою ракеты в пулестойких контейнерах, еще 14 сложены внутри машины и перезаряжаются вручную. Прочие характеристики — как у базового образца;
  • LAV-М — самоходный миномет, с демонтированным штатным БО, на место которого установлен поворотный компартмент под 81-мм миномет с боекомплектом 90 мин, обслуживаемый расчетом из трех заряжающих. Огонь ведется через распашной люк в крыше. Возможна замена 81-мм миномета на 107-мм М30;
  • LAV-AD — самоходный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс. Боевой модуль включает в себя пятиствольную скорострельную автоматическую пушку GAU-12 калибра 25 мм и две пусковых установки ЗУР «Стингер» (каждая — на четыре ракеты); РЛС отсутствует. Допустима замена ЗУР на НУРС «Гидра» или 2 ПТУР «Хеллфайр».
  • LAV-С — командно-штабная машина. Вооружение, за исключением вспомогательного, отсутствует. Крыша десантного отделения приподнята для увеличения внутреннего объема. Дополнительное оборудование состоит из различной аппаратуры связи;
  • LAV-L — машина тылового обеспечения. Бронекорпус увеличен в габаритах, в крыше проделан люк для погрузки военного оборудования, чему служит также кран-стрела с гидроприводами. Экипаж уменьшен до 3 человек;
  • LAV-R — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, без вооружения. Оснащена гидравлическим краном, лебедкой, дополнительным инструментарием для ремонта техники в полевых условиях;
  • LAV-AG/LAV-105 — боевая машина огневой поддержки (опытная). В рамках работы над этим проектом тестировались образцы, вооруженные 90-мм пушкой «Коккериль» Мк.3 в двухместной башне и 75-мм автоматическим орудием высокой баллистики ARES в вынесенной установке. Позднее выбор был сделан в пользу 105-мм нарезного орудия (в обитаемом полностью бронированном БО), из которых предпочтение отдали низкоимпульсной ЕХ35, оснащенной дульным тормозом и термоизоляционным кожухом. Боекомплект — 30 выстрелов, из которых 8 помещались в автомат заряжания, обеспечивавший боевую скорострельность в 8-10 в/мин. LAV-105 имела полноценную СУО, частично стандартизованную с американскими ОБТ, отличалась от базового шасси форсированным двигателем и удлиненным корпусом. В 1991 г. программа LAV-105 была свернута;
  • LAV-CCSLEP — зенитный ракетный комплекс под ЗУР «Чэпперел». Установка аналогична ЗРК М730 на основе М113. На вооружение не принята.

Бронеавтомобиль Senator APC

Бронеавтомобиль Roshel Senator APC рассчитан на перевозку 8 человек, которые хоть и без особого комфорта, но в полной безопасности размещаются в цельносварной бронекапсуле. Этот бункер, а иначе конструкцию не назовешь, так как его броня способна защитить от обстрела пулями калибром до 12,7мм, установлен на шасси мощного пикапа Ford Super Duty. Его днище, также бронированное, способно защитить капсулу от взрыва гранат и противопехотных мин.

 

Чтобы пассажирам не навредила взрывная волна от разорвавшейся под автомобилем мины, салон машины оснащен специальными амортизирующими креслами. Кроме того, капсула имеет автономную систему вентиляции и пожаротушения. Для безопасного обзора автомобиль Roshel Senator APC оборудован системой камер кругового обзора с функцией ночного видения. На крыше машины установлена вращающаяся бронированная башня в которую может быть установлен пулемет.

 

Чтобы тяжесть бронированного автомобиля не сказалась на его мобильности, Roshel Senator APC оснащен 330-сильным выносливым турбодизельным двигателем объемом 6,7 л, вся мощь которого передается на четыре колеса броневика через 6-ступенчатую автоматическую коробку передач.

Источники:

https://armedman.ru/

https://www.zr.ru/

5+

от admin