3+

Одной из самых грозных противотанковых ракет «воздух — поверхность» считается американская AGM-114 Hellfire. Перевод ее имени означает «адское пламя». На вооружение её приняли еще в далеком 1985 году и эксплуатируют по сей день. Так вот, единственным советским танком способный устоять перед «адским пламенем»  был, как это ни удивительно, допотопный Т-55, правда не обычный, а имевший особую модификацию,  обозначаемую как- «АД».

Секрет заключался в том, что это был единственный серийный советский танк имевший комплекс активной защиты(КАЗ) «Дрозд», принятый на вооружение Советской армии двумя годами раньше американского «адского пламени». Путевку в жизнь этой системе дали в 38-м НИИИ БТВТ в Кубинке почти 40 лет назад.

Считается, что еще в конце 1950-х идея активной защиты впервые была сформулирована специалистами Центрального конструкторско-исследовательского бюро спортивного и охотничьего оружия, находящегося в Туле. Суть была проста. Обнаружить летящий в танк управляемый или неуправляемый кумулятивный снаряд, определить параметры его движения и произвести встречный выстрел шрапнельной боевой частью. Однако реализация этой «простоты» оказалась сложной. Лишь в 1977 году на Полигоне в Кубинке смогли приступить к подготовке испытаний опытных образцов комплекса активной защиты. Работы велись в строжайшей секретности.

В качестве базовой машины был взят танк Т-55А. Разработке активной защиты присвоили шифр «Дрозд». Проведение тестирования комплекса, включая строительство специальной испытательной базы и разработку методик испытаний комплекса, вел 38-й НИИИ БТВТ. Установка комплекса на танки и их настройка проводилась в течение 1979 года, испытания с боевой стрельбой начались в 1980 году. Велись они очень интенсивно. По танкам с КАЗ стреляли из гранатометов, различных типов ПТУР, установленных на сухопутной технике и вертолетах.

Результаты оказались столь впечатляющими, что комплекс был рекомендован для предъявления на госиспытания. Они проводились комиссией, назначенной решением ВПК Совета Министров СССР от 18.02.1981 года, в сроки, определенные директивой Главкома Сухопутных войск: с марта 1981 года по апрель 1982 года.

Основной объем испытаний был выполнен на специально оборудованной испытательной трассе Полигона в Кубинке. КАЗ «Дрозд» успешно прошел госиспытания и был принят на вооружение Советской армии под индексом 1030М, а танк, оснащенный этим комплексом активной защиты, получил индекс Т-55АД естественно, что у танкистов он сразу получил прозвище-«адский»

Придавая важное значение повышению живучести танков на поле боя и учитывая положительные результаты предварительных испытаний, было принято беспрецедентное решение о запуске комплекса «Дрозд» в серийное производство еще до начала госиспытаний.

Так уж сложилось, что практически все Т-55АД после принятия их на вооружение оказались в Закавказском военном округе. В смутные годы перестройки из «горячего» Закавказья было вывезено около 250 танков, оснащенных КАЗ «Дрозд».

Серийное производство КАЗ «Дрозд», начатое в 1982 году, продолжалось более шести лет. Его директивно прекратили после подписания М.С. Горбачевым соглашения о сокращении обычных вооружений в Европе и в связи с включением в список ликвидируемых вооружений танка Т-55АД все они были утилизированы. На сегодняшний день сохранилось всего несколько единиц этой техники.

Источник:https://rg.ru/m

3+

от admin