3+

Конечно, все знают, как бескомпромиссно и целеустремленно СССР боролся с фашизмом. Но о том как активно и взаимовыгодно СССР в довоенные годы сотрудничал с нацисткой Германией и с фашистской Италией в авиации, судостроении, производстве оружия и в целом ряде других отраслей в современной России предпочитают либо стыдливо умалчивать либо-«вы Фсё врете!»

А вспомнилось это потому, что сегодня — годовщина одного события: 6 февраля 1938 года потерпел катастрофу крупнейший советский дирижабль «СССР В-6 Осоавиахим», построенный по проекту генерала итало-фашистской армии Умберто Нобиле, которому сам Муссолини присвоил звание «почетного фашиста».

Вот, что писал о нем в 1928 году известный большевицкий агитатор Влалимир Маяковский:
Фашистский генерал на полюс рьяно лез.
На Нобиле благословенье папское.
Не карту полюса с собой он вез, а крест,
Громаднейший крестище и шампанское.
Аэростат погиб, спаситель — самолет.
Отдавши честь рукой в пуховой варежке,
Предав друзей, вонзивших когти в лед,
Бежал как трус фашистский генералишка.

Однако Нобиле считался одним из ведущих мировых специалистов в области дирижаблестроения, а советское руководство в начале 1930-х годов решило наряду с авиационной создать еще и дирижабельную промышленность. Но своих спецов в этой области естественно не было, поэтому уже в 1931 году генерал получил официальное приглашение приехать в СССР и организовать в подмосковном городе Долгопрудный завод по производству дирижаблей. Никакие «непримиримые идейные разногласия», о которых постоянно трубила советская пресса, этому не помешали.

В следующем году, получив разрешение Муссолини, Нобиле с группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих прибыл в Долгопрудный и сразу развил бурную деятельность. Уже в 1933 году по его проекту и под его руководством был построен первый в Советском Союзе дирижабль полужесткого типа «СССР В-5», а в следующем — гораздо более крупный трехдвигательный «СССР В-6» длиной 104 метра, способный перевозить до 20 членов экипажа и пассажиров.

Этот воздушный корабль считался флагманом советского дирижаблестроения. В 1937 году он установил мировой рекорд продолжительности беспосадочного полета, продержавшись в воздухе 130 часов, то есть, более пяти суток, и пройдя за это время 4800 километров по замкнутому маршруту.

Однако вернемся в роковую февральскую ночь 1938 года, когда «Осоавиахим» совершал полет над Карелией из Москвы в Мурманск. Это был пробный полет перед предстоявшей дирижаблю операцией по спасению эскпедиции Папанина со льдины, дрейфовавшей в районе Северного полюса.

Но до Мурманска В-6 не долетел, его подвела невнимательность экипажа и безобразное качество полетных карт, имевших мало общего с реальной географией. Согласно карте, дирижабль летел над обширной болотистой равниной, поэтому из-за низкой облачности и снегопада высота была небольшой — всего порядка 200 метров.

Лишь в последние секунды перед гибелью воздухоплаватели увидели сквозь пургу, как прямо перед ними неожиданно выросла неотмеченная на карте гора высотой более 400 метров. Времени на маневры у них уже не было. Дирижабль врезался в эту гору с неблагозвучным названием Небло и взорвался. Погибли все 13 человек, находившихся в основной гондоле, выжили только шестеро мотористов, сидевшие в задних мотогондолах.

Так нелепо погиб крупнейший дирижабль Советского Союза. «Фашистский генералишка» к тому времени уже отработал свой пятилетний контракт и вернулся в Италию. А в 1939 году вышло постановление о прекращении строительства дирижаблей в СССР. Надувные воздушные корабли были признаны бесперспективными, а долгопрудненский дирижабельный завод перепрофилировали на выпуск аэростатов заграждения для ПВО, которые в Кремле сочли гораздо более полезными на будущей войне.

Автор: Вячеслав Кондратьев

Отредактировано ЕНОТОМ

Источник: https://vikond65.livejournal.com

3+

от admin