1+

Весной 1959 года, завод №918 (ныне АО «НПП «Звезда») приступил к разработке скафандра для первого полета в космос. Были разработаны эскизные проекты и чертежи, а чуть позже изготовлены два образца нового космического скафандра, получившего название С-10. Эти скафандры были переданы с завода №918 в ГНИИИАиКМ для совместных испытаний.

Конструкция скафандра и система жизнеобеспечения были рассчитаны на спасение космонавта при разгерметизации КК во время космического полета, а также во время катапультирования на этапе приземления. Кроме того, скафандр обеспечивал защиту космонавта в случае приводнения (в т.ч. в бессознательном состоянии).

За основу оболочки С-10 взяли решения, которые были до этого успешно отработали и применили на авиационном скафандре типа «Воркута» и авиационном СК «Сокол». Конструкция шлема С-10 была снабжена системой автоматического закрытия щитка смотрового остекления. Роль силовой оболочки С-10 выполняли интегрированные в защитную оболочку привязная и подвесная системы кресла и парашюта. Подключение СОЖ, связи и медицинской аппаратуры осуществлялось через объединенный разъем коммуникаций.

Рабочий режим давления скафандра составлял 270 кПа и позволял обеспечить жизнедеятельность космонавта от СОЖ на протяжении 10 суток (открытая схема) и до 14 часов от аварийной системы (замкнутая схема). При входе в плотные слои атмосферы и после катапультирования применялось отдельное кислородное оборудование.

В случае повышения температуры в кабине КК при возникновении аварийной ситуации (допускалось поднятие температуры до 40 градусов), для поддержания комфортного теплового состояния космонавта предусматривалась система вентиляции скафандра с дополнительным впрыском водного аэрозоля внутрь скафандра.

Большое внимание уделялось спасению космонавта в случае приводнения в бессознательном состоянии т.к. влияние условий невесомости и космического полета на самочувствие человека было еще неизвестно.

Не смотря на большой объем проделанной работы, в феврале 1960 года, ОКБ-1 отказалось от применения скафандра С-10 в пилотируемом полете и заводу №918 (АО «НПП «Звезда») выдали новое техническое задание на разработку защитного костюма космонавта.

Причина отказа от применения скафандра незадолго до первого пилотируемого полета была обусловлена ограничениями массы КК «Восток»(скафандр С-10 оказался слишком тяжелым), а также устоявшимся мнением среди некоторых представителей ОКБ-1 в том, что риск разгерметизации кабины космического корабля достаточно мал (окончательно точку в многолетнем споре поставила трагедия «Союз-11»).

С февраля по август 1960 года, на смену скафандра С-10 разрабатывался защитный костюм «В-3», но «партия» сторонников применения скафандра смогла одержать победу и в сентябре 1960 года было принято окончательное решение о применении скафандра – началась работа над ставшим знаменитым на весь мир скафандром СК-1

*При написании статьи использованы материалы из книги «Космические Скафандры России» И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, В.И. Сверщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий и др. исторических документов.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2

1+

от admin