0

Первые авиационные скафандры имели гермооболочку силового типа, состоящую из 2-х или 3-х слоев прорезиненной х/б ткани, которая выполняла одновременно силовую функцию и обеспечивала герметизацию скафандра. Одним из ярких представителей этого типа, являлись скафандры СИ-1 и СИ-3М. В 1959 году начались разработки двух скафандров для летчиков морской авиации С-9 (на основе СИ-5) и «Воркута».

В авиационном скафандре «Воркута» впервые вместо единой гермосиловой оболочки из прорезиненной ткани была применена оболочка, состоящая из двух раздельных слоев: наружного – силовая оболочка, и внутреннего – герметичная оболочка.

Это явилось крупным конструктивным достижением: повысилась надежность, поскольку для силовой оболочки можно было применять более прочную техническую ткань. Увеличилась эластичность оболочки, особенно в местах шарниров. Упростилась технология изготовления силовой оболочки (шитье и отсутствие клеевых швов), уменьшилось время на сборку. В дальнейшем все скафандры Звезды разрабатывались с раздельной оболочкой (силовая+герметичная).

В силовой оболочке скафандра «Воркута» была применена ткань «лавсан» (советский аналог ткани «полиэстер»), а гермооболочка изготавливалась из губчатой резины толщиной 3-5 мм, которая служила также теплоизоляцией в случае аварийного приводнения. В местах шарниров гермооболочка выполнялась из тонкой листовой резины.

Теплоизоляция скафандра позволяла находиться в холодной воде с температурой 0-10 градусов  до 12 часов(при температуре воды +10). Как и все скафандры того времени, рабочий режим избыточного давления составлял 0,25кгс/см2.

Скафандр «Воркута» изготавливался в 2-х вариантах: с кислородной маской и безмаосчный. Силовая система корпуса на первом этапе разработки состояла из троса, расположенного по нейтральным осям корпуса, который через систему роликов, закрепленных на жестких накладках по бокам корпуса, переводился на пояс и замыкался спереди на лебедке со стопором, с помощью которой производилась регулировка длины корпуса. В последующем применялась силовая система с передним подтягом.

На различных стадиях разработки в скафандре «Воркута» применялись как пространственный (неподвижный), так и поворотные шлема(шлемы).

Скафандры «Воркута» применялись для полетов на самолетах Су-9, Як-25РВ и Ту-106 (Ту-128). Вслед за «Воркутой» пошла «птичья» серия, первенцем в которой был авиационный скафандр «Сокол».

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2

0

от admin