7+

Среди всех кораблей военно-морских флотов крупнейших промышленно развитых стран мира, наиболее боеспособными являются авианосцы с группой сопровождающих их кораблей. Первыми кораблями, несущими авиацию, можно фактически назвать аэростатоносцы XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях. Позднее, многие из построенных в начале XX века аэростатоносцев были переоборудованы для несения гидросамолётов. Но свою истинную боевую ценность авианосцы проявили во время Второй мировой войны, став самыми мощными кораблями в истории, беспардонно подвинув в этом отношении линкоры.

Во время Второй мировой основными авианосными державами стали США, Великобритания и Япония. Попытку построить свой суперавианосец осуществила и нацистская Германия. Примечательно, что гигантский авианосец был заложен на немецких верфях за несколько лет до начала Второй Мировой войны в 1936 году.

По проекту судно, могло развивать максимальную скорость в 33 узла и нести до 60 самолетов. В его вооружение(по проекту) также входило восемь 203-мм орудий и мощные зенитные пушки. Проект авианосца получил громкое название «Граф Цеппелин». Тем не менее, вооружение, которое предполагалось установить на судно оказалось слишком мощным для такого касса кораблей. Во время доработки проекта авианосца повысилась скорость до 35 узлов(64,8 км/ч), тяжелые 203 – мм пушки заменили на 150-мм орудия, а авиационную группу уменьшили до 42 самолетов. Длина корпуса судна составляла 262,5 метра при высоте бортов 22,2 метра.

Самолеты должны были размещаться в двухуровневых ангарах. В воздух они выстреливались с помощью двух пневматических катапульт, установленных в носовой части судна. Однако без перезарядки воздушного баллона можно было отправить в воздух только четыре самолета. Отдельная полетная палуба имела длину в 241 метр и ширину 30,7 метров. На воду первый немецкий авианосец спустили 8 декабря 1938 года. Событие оказалось такой важности, что на торжественную церемонию прибыли лично Адольф Гитлер и Герман Геринг.

Трагическая гибель

Инженеры Третьего Рейха успешно справились с постройкой корабля. Проблемы возникли лишь с самолетами. Авиационным конструкторам пришлось изготавливать специальную палубную авиацию. Ее основу составили истребители  Messerschmitt Bf.109T и пикирующие бомбардировщики Junkers Ju.87С .  Также специально для авианосца был создан торпедоносец Fieseler Fi.167

 

 

Тем не менее, в 1940 году работы по созданию авианосца, готового на 85% неожиданно заморозили. Опасаясь союзнических бомбардировщиков корабль, использовавшийся как плавучий склад до 1942 года несколько раз перегоняли из одного порта в другой, пока он не нашел свое окончательное пристанище в Готенхафене.

В середине войны об авианосце вспомнили, и 16 апреля 1942 года фюрер лично распорядился закончить его достройку и оснащение. Но едва работы начались, как 30 января 1943 года последовал приказ об их повторной приостановке. Корабль отбуксировал в Штеттин где он и простоял до конца войны.

При наступлении советских войск 24 апреля 1945 года по приказу старшего морского начальника Штеттина В. Калера (W. Kahler) специальная команда в 18:00 взорвала установленные на корабле заряды. В результате оказались непригодными к восстановлению главные турбины, электрогенераторы и самолетоподъемники, а корпус «Граф Цеппелина» дал течь, и корабль лег на грунт

После войны судно в качестве трофея досталось Советскому Союзу. Правда на нем не было вооружения, отсутствовали многие электротехнические приборы, турбины и электрогенераторы. С авианосца откачали воду, задраили пробоины и включили в состав ВМФ СССР, в качестве трофейного судна под названием -«Цеппелин».

Во время проведения классификации трофейных кораблей «Граф Цеппелин» получил литеру «С», означавшую, что он имел значительные повреждения. В силу технической отсталости и отсутствия опыта постройки кораблей подобного класса(по официальной версии, согласно договоренности между государствами-членами антигитлеровской коалиции о распределении трофейных кораблей, авианосец должен был быть уничтожен) СССР не имел возможности восстановить или довести корабль до боеспособного состояния, поэтому было решено использовать авианосец в качестве мишени.

Несостоявшийся громадный авианосец уничтожали с особым азартом. На его корпусе испытали взрывы авиабомб и артиллерийских снарядов различных калибров. Корабль устоял. В ходе следующего этапа экспериментов «Граф Цепеллин» разбомбили с самолетов, а затем расстреляли из орудий крейсеров и торпедировали с надводных кораблей. Эпилогом стал подрыв тонущего судна установленными зарядами уже на морском дне.

Методичное уничтожение авианосца происходило с 16 по 17 августа 1947 года. При этом можно отметить, что «Граф Цеппелин» с честью выдержал все выпавшие на его долю испытания, начав погружаться только после того, как в него попало несколько торпед. Корабль затонул на глубине 250 метров недалеко от польского побережья. В начале лета 2006 года польским исследователям, удалось обнаружить останки авианосца на дне Балтийского моря.

Источники:

https://russian7.ru/

http://loveread.ec/

https://waralbum.ru/

7+

от admin