90 лет назад, 3 декабря 1931 года, состоялся первый полет «комбинированного самолета», сделанного по проекту летчика и инженера В.С. Вахмистрова под кодовым наименованием «Звено-1». Людям, увлеченным историей авиации, конечно, знакома, эта конструкция, а остальным скажу, что она представляла собой тяжелый бомбардировщик ТБ-1 и два укрепленных на его крыле истребителя И-4. Впоследствии ТБ-1 сменили на более грузоподъемный ТБ-3, а число истребителей на нем довели до пяти.
Однако эта идея, на первый взгляд, разумная, на проверку оказалась мертворожденной, поскольку гораздо практичнее, проще и безопаснее было не возить истребители на бомбардировщике, а оснащать их дополнительными сбрасываемыми топливными баками, значительно увеличивающими дальность полета. Все участники Второй мировой войны в итоге пошли по этому пути, хотя попытки создания «звеньев» предпринимались и в США, где в качестве носителя выступал дирижабль.
Но в конце 1930-х годов проект «Звено» трансформировался в «Звено СПБ» — составной пикирующий бомбардировщик. В нем летающий авианосец доставлял к цели уже не истребители сопровождения, а истребители переделанные в пикировщики и способные прицельно поражать малоразмерные цели. Такая система являлась более эффективной, была принята на вооружение и даже применялась на начальном этапе советско-германской войны. Однако это уже другая история.