2+

90 лет назад, 3 декабря 1931 года, состоялся первый полет «комбинированного самолета», сделанного по проекту летчика и инженера В.С. Вахмистрова под кодовым наименованием «Звено-1». Людям, увлеченным историей авиации, конечно, знакома, эта конструкция, а остальным скажу, что она представляла собой тяжелый бомбардировщик ТБ-1 и два укрепленных на его крыле истребителя И-4. Впоследствии ТБ-1 сменили на более грузоподъемный ТБ-3, а число истребителей на нем довели до пяти.

Эти, как тогда говорили, «паразитные» истребители предназначались для защиты бомбардировщика от перехватчиков в глубине вражеской территории, то есть, там, куда они самостоятельно долететь не могли из-за нехватки топлива. В случае опасности пилоты истребителей по сигналу командира экипажа бомбардировщика заводили моторы, расцепляли крепления, взлетали прямо с крыла и вступали в бой, защищая своего носителя. Скорости ТБ-1 и ТБ-3 было достаточно, чтобы они могли стартовать без разбега.

Однако эта идея, на первый взгляд, разумная, на проверку оказалась мертворожденной, поскольку гораздо практичнее, проще и безопаснее было не возить истребители на бомбардировщике, а оснащать их дополнительными сбрасываемыми топливными баками, значительно увеличивающими дальность полета. Все участники Второй мировой войны в итоге пошли по этому пути, хотя попытки создания «звеньев» предпринимались и в США, где в качестве носителя выступал дирижабль.

Но в конце 1930-х годов проект «Звено» трансформировался в «Звено СПБ» — составной пикирующий бомбардировщик. В нем летающий авианосец доставлял к цели уже не истребители сопровождения, а истребители переделанные в пикировщики и способные прицельно поражать малоразмерные цели. Такая система являлась более эффективной, была принята на вооружение и даже применялась на начальном этапе советско-германской войны. Однако это уже другая история.

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com
2+

от admin