Как известно, закат эпохи танков пророчили чуть ли ни с самого момента их появления. В извечной борьбе «меча и брони» периодически происходят перевес то в сторону меча(противотанковых средств), то в сторону брони. И как только у противотанковых средств начинает появляться заметное преимущество, тут же, всякого рода эксперты, начинают «хоронить» танки. Но, танкостроители, в очередной раз беруться за выполнение «невыполнимой» задачи, после чего появляется танк нового поколения, а борьба «меча и брони» начинает свой новый виток.
В 70-е годы прошлого века танкостроители ведущих Западных государств пришли к выводу, что танки предыдущего поколения уже исчерпали все возможные резервы модернизации и требовался танк принципиально нового поколения. Необходимость в новой машине понимали и швейцарские военные, которые традиционно стремились к тому, чтобы армия обладала военно-технической независимостью. Благодаря чему на вооружении армии долгие годы была военная техника национальной разработки, которая на момент создания соответствовала самым высоким требованиям. А так как имевшийся в Швейцарии бронетанковый парк стремительно устаревал и более не соответствовал современным требованиям, было решено начать работы по созданию машины нового поколения.
Разработчики из «Контраверс» (Contravers) с названием мудрить не стали, новый танк получил обозначение Neuer Kampfpanzer (буквально – «новый танк») или NKPz.
Судя по имеющимся описаниям конструкции, швейцарцы планировали получить боевую машину, которая по своим характеристикам опережала бы все, что тогда планировалось принять на вооружение самыми передовыми танковыми державами. Конструкторы из этой маленькой страны, продумывая компоновку своей будущей машины, остановились на варианте с передним размещением двигателя и трансмиссии.
Следует отметить, что такую компоновку швейцарцы выбрали самостоятельно, и израильский опыт вряд ли оказал влияние на конструкторов «Contravers». Кроме размещения двигателя впереди NKPz и «Меркава» имели мало общего.
Говоря о моторно-трансмиссионном отделении, необходимо упомянуть, что там должен был размещаться 1360-сильный 12-цилиндровый дизель австрийской фирмы «Зауэр». В результате 50-тонная бронированная швейцарская крепость должна была развивать скорость до 75-80 км/ч по шоссе. Запас хода рассчитывался на 500 км. Трансмиссия автоматическая: 4 передачи вперед и столько же назад. В качестве вспомогательного должен был использоваться двигатель от малолитражки «Фольксваген-Гольф».
Еще одной особенностью танка было применение гидропневматической подвески, которая позволяла значительно улучшить плавность хода, а также изменять клиренс машины, что увеличивало шансы на выживание в ходе оборонительного боя за счет значительного уменьшения силуэта.
Башня танка немного напоминала «леопардовскую» второго поколения. В ней также должна была находиться 120-мм гладкоствольная пушка от «Рейнметалл». Место наводчика располагалось справа от орудия, командир танка сидел слева. В машине предусматривалась автоматическая система заряжания. Общий боекомплект составлял 44 выстрела. Снаряды должны были находиться в изолированном взрывозащищенном отсеке, таким же образом были защищены топливные баки. Кстати, по некоторым данным, имеющиеся в задней части башни люки служили не только для пополнения боекомплекта, но и в качестве так называемых «вышибных панелей». Это должно было обеспечить выживаемость экипажа в башне в случае поражения БК.
Боекомплект двух пулеметов (зенитного и спаренного) традиционного для Швейцарии калибра 7,5 мм составлял 5000 патронов.
Танк должен был быть оборудован самой современной по тем временам системой управления огнем, и прицельными приспособлениями, в частности, панорамным тепловизионным прицелом у командира.
Впервые в мире на нем планировали установить систему самоконтроля, которая информировала бы о состоянии танка, возникающих неисправностях. Речь, по сути, шла о прообразе современной танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая появилась на западных машинах только в начале 1990-х годов.
В Советском Союзе анализировалась конструкция этой боевой машины, и ей была дана самая высокая оценка. Швейцарские конструкторы закладывали в свою машину столь большой модернизационный потенциал, что и сейчас бы этот танк считался современным и наверняка долгие годы пользовался бы спросом на международных рынках вооружений.
В начале 80-х было построено два опытных образца NKPz и начались их испытания(по другой информации дело обошлось лишь постройкой макетов). Не обошлось без проблем, но уже на этом этапе стало ясно, что «Новый Танк» полностью отвечает всем требованиям швейцарских военных. Дело было за малым: долечить «детские болезни» и начинать серийное производство. Однако в то время у собственной швейцарской боевой машины появился конкурент из соседнего государства. ФРГ предложила Швейцарии свои танки Leopard 2. Сравнение боевых машин, что называется, как есть показало значительные преимущества NKPz перед «Леопардом». Но немецкий танк был на 15% дешевле швейцарского. Цифра в 15%, надо сказать, касалась танков, сделанных в Германии. В случае развертывания лицензионного производства в Швейцарии разница в цене увеличивалась до тридцати процентов. Отказаться от такого соблазна военные чиновники из Берна не смогли. В 1983 году на вооружение Швейцарии поступил менее революционный, но более дешевый немецкий Leopard 2. Программа NKPz была закрыта и более не возобновлялась.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
| Обозначение | Neuer Kampfpanzer (новый танк) NKPz |
| Изготовитель | Geharaiunternehmer Contraves AG, Zürich |
| Экипаж | 3 человека-командир танка, наводчик, механик-водитель |
| Вооружение
|
1×120 мм гладкоствольная пушка с автоматом заряжания; 1×7.5 мм Pz Mg 51/71 пулемёт в башне рядом с пушкой
1×7,5 мм Pz Mg 51/71 зенитный пулемёт на люке башни в специальной установке LGW74 12×80 мм дымовых мортир Mbw 51 |
| Длина корпуса | 7725 мм |
| Длина с пушкой, повёрнутой по ходу движения вперёд | 8508 мм |
| Максимальная ширина | 3660 мм. |
| Высота | по верхней кромке башни 2570 мм |
| Клиренс | регулируется в пределах 150-550 мм |
| Высота линии огня пушки | 2085 мм |
| Бронирование | противоснарядное разнесённое |
| Вес полностью снаряженного танка | 50000 кг |
| Удельное давление на грунт | 0,9 кг/см² |
| Скорость по шоссе | до 80 км/ч(по грунту до 60 км/ч) |
| Дальность движения на одной заправке по шоссе(без дополнительных баков) | 300 км |
| Расход топлива при движении по шоссе | 300 л/100 км |
| Высота преодолеваемой вертикальной стенки | 1100 мм |
| Ширина преодолеваемого окопа | 2500 мм |
| Глубина преодолеваемого водного препятствия | без предварительной подготовки 1400 мм с предварительной подготовкой с установкой воздухозаборной трубы на башенном люке 2500 мм |
| Топливо | дизельное топливо |
| Запас топлива (стандартный) | 900 л |
| Основной двигатель, изготовитель | Ad. Saurer AG, Arbon |
| Тип двигателя | EV 12 TL |
| Тип двигателя | двенадцатицилиндровый V-образный четырехтактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом, приводящимся от выхлопных газов |
| Мощность двигателя | 1360 л.с./1000 кВт(по другой информации 735 кВт-1000 л.с) |
| Рабочий объём двигателя | 29700 cм³ |
| Вспомогательная силовая установка, тип | четырехцилиндровый рядный четырехтактный двигатель водяного охлаждения |
| Трансмиссия | автоматическая коробка с четырьмя передачами переднего и четырьмя заднего хода. |
| Ведущее колесо | переднее |
| Опорные катки на каждую сторону | 6 |
| Поддерживающие катки на каждую сторону | 3 |
| Подвеска | гидропневматическая |
| Тип гусениц | Стальные гусеницы с резино-металлическим шарниром и сменными резиновыми подушками |
| Ширина гусениц | 635 мм |
| Длина опорной поверхности гусениц | около 4490 мм |
| Ширина колеи по центру гусениц | 2805 мм |
| Напряжение в бортовой электросети | 24 В |
| Прицельные приспособления | NKPz имеет три прицельных приспособления (два из них стабилизированные перископы установленные на крыше башни а третий представляет собой установленный в орудийную маску бинокулярный прицел):1-й перископ служит для осуществления кругового обзора командиром, 2-й перископ с тепловизором позволяющим лучше обнаруживать цели в любое время суток служит для наведения пушки и ведения огня наводчиком
интегрированный в СУО электронный баллистический вычислитель выполняет все необходимые для наведения на цель и ведения огня из пушки расчеты, осуществляет необходимые поправки и производит автоматическую проверку системы наведения. |
| Боекомплект | для 129 мм пушки – 44 снаряда; для 7,5 мм пулемётов Pz Mg 51/71 – 5000 патронов
|
Источники:
https://alternathistory.com/






