7+

Танк М4 «Шерман» недаром является одной из самых известных и популярных боевых машин в истории. И история его службы (в том числе после Второй мировой войны), и география применения подтверждают этот тезис. До сих пор машины этого типа состоят на вооружении армии Парагвая. Особенно полюбились «шерманы» израильтянам. У них эти американские танки превращались и в САУ, и в самоходные минометы, и медико-эвакуационные машины, и технику иного назначения. Одним из самых интересных вариантов израильских модификаций «шермана»  стал танк Kilshon.

Установка Kilshon («Трезубец») представляла собой американскую противорадиолокационную ракету AGM-45 «Шрайк», запускаемую с модифицированного шасси танка «Шерман». Башня танка демонтировалась, а на ее место устанавливались рельсовые направляющие для запуска ракеты. Производство таких машин началось после войны «Судного дня» (1973), они участвовали в перовой войне в Ливане, в частности в операции «Арцав-19» (9 июня 1982 года), которая считается одним из самых успешных примеров подавления вражеской ПВО.

Изначально носителями «шрайков» в израильской армии должны были быть самолеты А-4 «Скайхок». Но, поскольку израильтяне всегда стремились минимизировать свои потери, командование посчитало, что применение этих ракет с самолетов подвергнет пилотов риску поражения вражескими средствами ПВО. Тем более, что прецеденты со смертельным исходом были во время войны 1967 года.

Особенно опасными для израильских пилотов оказались советские зенитные комплексы «Куб». Тогда и родилась идея запускать противорадиолокационные ракеты таким образом, чтобы пилот (или оператор) находился вне зоны действия вражеской ПВО. То есть, идеальный вариант – с наземного носителя.   Первоначально препятствием для воплощения этой идеи в жизнь стала малая дальность пуска «Шрайка» (11 км). Тогда ракету снабдили стартовым ускорителем, это повысило данный показатель до 50 км. В качества базы было выбрано шасси танка М-51 «Супершерман».

Освоение новой техники проходило не без трудностей. Сложной была процедура подготовки запуска. В отсутствие компьютеров все расчеты приходилось делать с помощью обычного калькулятора Casio и вспомогательных таблиц, спешно разработанных фирмой IMI (родоначальницей проекта).

Пусковые установки перевозились на танковых транспортерах под чехлами, ракеты везли отдельно на грузовиках и только потом перегружались на пусковые с помощью подъемных кранов (решение мудрое потому что, как показал опыт эксплуатации гусеничных пусковых ракетных установок в СССР, нежная радиоэлектронная начинка очень не любит перевозку на гусеницах). Поскольку подразделение (вероятно, 153 дивизион войск ПВО), испытывавшее новую технику, функционировало в обстановке секретности, мало кто знал, чем они занимались, и однажды охрана отказалась пропускать на базу колонну танковых транспортеров, дескать, «здесь ВВС и танки нам не нужны».

Как бы то ни было, техника была освоена и применена в реальных боевых действиях. Сведения об успехах машин Kilshon разнятся: по одним данным, они успешно выполнили свое задание, по другим – ни одной сирийской РЛС не поразили.   В 90-х годах система Kilshon была снята с вооружения Армии обороны Израиля.

Противорадиолокационные ракеты в большинстве своем запускаются летательными аппаратами по наземным целям или кораблями по береговым радарам. Во время войны во Вьетнаме американцами был разработан проект применения морской зенитной ракеты RIM-8 «Талос» с наземных установок для уничтожения радаров противника. Однако достоверно подтвержденных фактов применения таких ракет и внешнего вида их пусковых пока найти не удалось.

Некоторые ракеты типа «поверхность-поверхность» можно модифицировать для борьбы с радиолокаторами. Но систематического использования их для уничтожения именно таких целей также не наблюдалось. Поэтому израильский Kilshon можно назвать машиной уникальной, созданной для выполнения специфической функции в условиях специфической военной доктрины. Сравнивать для оценки ее эффективности Kilshon просто не с чем.   В настоящее время задачи безопасного (для своих войск) уничтожения вражеских радиолокаторов взяли на себя дроны-камикадзе. А пока таких устройств не было, приходилось разрабатывать конструкции, подобные Kilshon. Чего у данной машины не отнять, так это занятного внешнего вида: сочетание шасси танка Второй мировой войны с современной (на тот момент) ракетой производит незабываемый эффект.

Автор: Вадим Лебедев

Источники:

https://naukatehnika.com/

www.israeli-weapons.com, bmpd.livejournal.com/3475992.html, bukvoed.livejournal.com/367062.html

Кузнецов В. «Гарпии» над планетой: ударные и многоцелевые беспилотники Израиля//Наука и техника. — № 4. – 2011. – С. 73-77.

7+

от admin