Когда речь заходит о самых больших боевых кораблях, в первую очередь на ум приходят флоты США или Китая. Поэтому, неожиданно, что самый большой в мире авианесущий и, вообще, боевой корабль несёт службу в составе ВМС Ирана.
Речь идет о вертолётоносце «Макран», с водоизмещением в 121 000 тонн, предназначенном для контроля морских путей и обеспечения действий спецназа в открытом море. Но несмотря на огромное водоизмещение, его боевые возможности не так уж и велики, так как он был перестроен из танкера.
«Макран» вступил в строй иранских ВМС в 2021 году. Во время реконструкции, на корабле появилась лётная палуба, на которой может разместиться до 7 вертолётов.
На «Макране» базируется и несколько скоростных катеров, для чего корабль оборудован краном для их спуска на воду и поднятия на борт.
Также, на борту вертолётоносца имеются пусковые установки противокорабельных ракет «Гадер» иранской разработки, с дальностью стрельбы в 250 км.
Максимальная скорость хода составляет всего 14,5 узлов (26,9 км/ч), зато этот корабль обладает огромной автономностью плавания. Он может находиться в море 3 года, не заходя в порты. На борту имеется запас всего необходимого для того, чтобы экипаж мог выполнять боевую задачу в течение длительного времени. И так как корабль был перестроен из танкера, горючего на корабле хватит даже на пару кругосветок.
В 2021 году «Макран» совершил свой первый дальний морской поход. Выйдя из базы ВМС Ирана в Бендер-Аббасе, в сопровождении корвета «Саханд», «Макран» направился в Балтийское море для участия в праздновании дня основания Военно-Морского Флота РФ. Причём, переход до Кронштадта иранские корабли совершили по пути вокруг Африки. А обратно вернулись более коротким путём через Суэцкий канал.
В 2023 году «Макран» ходил к берегам Бразилии, где также демонстрировал флаг и военное присутствие ВМС Ирана.
Но не только Иран имеет на вооружении боевые корабли, созданные на основе гражданских судов. К примеру, в составе американского флота служит экспедиционный корабль «Льюис Пуллер», построенный на основе модернизированного проекта танкера и вступивший в строй в 2017 году. Вместо ёмкостей для нефти, на корабле установили лётную палубу для вертолётов и служебную палубу для катеров и различных грузов.
Также как и иранский вертолётоносец «Макран», он предназначен для базирования вертолётов и обеспечения действий морского спецназа.
Для таких задач не требуются авианосцы с огромным авиакрылом и тысячами человек экипажа. Во многих случаях использование экспедиционных кораблей, таких как «Макран» или «Льюис Пуллер» гораздо дешевле и не так громогласно в политическом отношении, как приближение к чьим-либо берегам «полноценных» авианосцев.
Вспомогательные крейсера
Кроме таких исполинов как «Макран», в составе ВМС Ирана несут службу и другие корабли, перестроенные из гражданских судов.
Самым первым таким кораблём стал «Шахид Рудаки», водоизмещением в 12 тысяч тонн, вступивший в строй в 2020 году. Изначально это был ролкер — судно для транспортировки автомобилей. В порту на него может заезжать любая колёсная техника и занимать место как на внутренней, так и на верхней палубе. Это обстоятельство позволило создать на основе ролкера вспомогательный крейсер. Максимальная скорость равна 17 узлам (31,5 км/ч).
На верхней палубе возможно базирование вертолёта и размещение различных модульных систем вооружения. К примеру, пусковых установок противокорабельных ракет «Гадер».
Или баллистических ракет «Дизфуль», предназначенных для нанесения ударов по наземным целям на дальности до 1000 км, выполненных в форм-факторе обычных морских контейнеров.
С палубы возможно запускать и ударные дроны, такие как «Шахед-136», «Араш-2» или «Абабиль-2», стартующие при помощи пороховых ускорителей.
За противовоздушную оборону отвечает ЗРК «Севом Хордад» на колёсном шасси, стоящий на верхней палубе. Максимальная дальность перехвата — 50 км, а максимальная высота — 25 км. «Севом Хордад» является аналогом советской/российского ЗРК «Бук-М2». В алгоритмы комплекса внесены некоторые изменения, что позволяют успешно его применять с палубы корабля.
Также, на верхней палубе возможна установка различных комплексов РЭБ.
«Шахид Рудаки» успешно применялся у побережья Йемена, где наносил ракетные удары по противнику, поддерживая йеменских хуситов.
Следующим вспомогательным крейсером, уже перестроенным из контейнеровоза, стал «Шахид Махдави». Он имеет водоизмещение в 41 тысячу тонн и вступил в строй в 2023 году. Максимальная скорость составляет 16 узлов (30 км/ч).
Кроме большего водоизмещения, «Шахид Махдави» штатно оснащён РЛС с фазированной антенной решёткой и комплексами РЭБ.
Размеры палубы позволяют разместить на ней гораздо больше различного вооружения. Возможно базирование вертолётов и ударных дронов, размещение пусковых установок противокорабельных ракет «Гадер» и баллистических ракет «Дизфуль», а также ЗРК «Севом Хордад».
Важно, что на «Шахид Махдави» уделили внимание защите корабля от атак вражеских дронов.
Полтора десятка дистанционно-управляемых скорострельных орудий, в теории, должны отразить атаку как беспилотных катеров, так и воздушных дронов.
Авианосец
Следующим шагом в развитии иранских ВМС станет принятие на вооружение авианосца.
Многие сейчас, наверно, улыбнулись. Однако, не стоит забывать, что первые авианосцы, также перестраивались из гражданских судов — сухогрузов и морских лайнеров.
К тому же, за последние годы большое развитие получила беспилотная авиация. Беспилотные бомбардировщики, такие как турецкий «Байрактар ТБ2» или иранский «Мохаджер-6», доказали свою эффективность в современных войнах и конфликтах.
«Мохаджер-6» может нести 4 ракеты или управляемые бомбы, суммарной массой до 150 кг. Радиус действия составляет 2000 км.
А скорость этих беспилотников (до 200 км/ч) сравнима со скоростью аэропланов времён Первой мировой войны.
Всё это сделало возможным создание авианесущего корабля на основе контейнеровоза, водоизмещением в 41 тысячу тонн и скоростью в 16 узлов (30 км/ч). Корабль получил имя «Шахид Бахман Багери».
Для этого, палуба контейнеровоза была расширена, чтобы беспилотники могли садиться на неё под углом. А на носовой части был установлен трамплин для взлёта.
Вероятно, на этом корабле будут базироваться до 10 беспилотников. На лётной палубе, судя по фотографиям, будет присутствовать самолётоподъёмник, а на корме расположится вертолётная площадка.
Подводя итог
Необходимость переоборудования гражданских судов, во многом, происходит из возможностей военного кораблестроения Ирана.
Самыми крупными боевыми кораблями, что сейчас строятся на иранских верфях, являются корветы типа «Джамаран», водоизмещением в 1372 тонны. Это неплохие корабли, но они не могут нести мощной авиагруппы или наносить ракетные удары по побережью. Также, из-за малого водоизмещения, они плохо подходят для действий в открытом океане.
Поэтому, для решения задач, поставленных перед ВМС Ирана, наиболее оптимальным выходом сейчас является переделка крупных гражданских судов.
Источник:https://dzen.ru/id/5c3f1b9e6d724700ab2e2cc2

















