8+

75 лет назад, 19 мая 1947 года, впервые поднялся в воздух советский тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-4 (первоначальный индекс Б-4). Его постройка стала настоящим технологическим прорывом советского авиапрома, а многие вещи (например, большая гермокабина, дистанционно управляемые башенные турели и бортовой компьютер, автоматически вносивший поправки на параллакс целей) были в нем воплощены впервые в СССР.

Впрочем, люди мало-мальски знакомые с историей авиации, знают, что Ту-4 фактически являлся «пиратской» копией американского тяжелого бомбардировщика «Боинг» В-29 «Суперфортресс», запущенного в серию в 1943 году.

После нескольких малоудачных попыток создать собственный аналог «Суперфортресса» товарищ Сталин дал команду просто его скопировать. На эту тему существует легенда (а может, не легенда), что приглашенный на совещание в Политбюро, где принималось решение о клонировании В-29, авиаконструктор Туполев заявил, что он сможет сделать лучше, на что вождь ответил: «Нэ надо лучше, делайте точно такой же!»

Он понимал, что попытки внесения усовершенствований, во-первых, затянут сроки проектирования, а во-вторых, могут иметь непредвиденные негативные последствия. И сталинский наказ был исполнен, вплоть до того, что в пилотской кабине установили пепельницу, такую же, как на В-29, хотя, в советских самолетах курить запрещалось. Короче говоря, копировали все, вплоть до того, что на килях Ту-4, «специально обученный человек», сверлил одиночное отверстие, назначение которого никто не знал. Но это отверстие было на оригинальном В-29 и, по всей видимости, являлось отверстием от пули(как никак В-29 прилетел в Союз не с завода, а прямиком из боя), но товарищ Сталин приказал скопировать все, вот все и скопировали. Но справедливости ради стоит сказать, что история с отверстием тоже является легендой и документального подтверждения ей найти не удалось.

Впрочем, кое-какие отклонения от оригинала все-таки были. В частности, защитное вооружение было усилено путем замены крупнокалиберных пулеметов на 20-миллиметровые пушки Б-20, а затем — на еще более мощные НР-23, что потребовало усиления конструкции фюзеляжа, так как эти пушки имели более сильную отдачу.

Американцы были удивлены тем как быстро «советы» сумели скопировать сложную и высокотехнологичную машину, не имея на нее технической документации, а лишь воспользовавшись несколькими образцами, совершившими вынужденные посадки на территории СССР из-за потери ориентировки, либо — из-за боевых повреждений, полученных в налетах на Японию.

Однако это их не сильно обеспокоило, поскольку в 1947 году уже был построен и проходил испытания шестимоторный стратегический бомбардировщик В-36 «Писмейкер», обладавший гораздо боле высокими, чем В-29, летными и боевыми характеристиками. Интересно, что В-36 поступил на вооружение в 1949 году, практически одновременно с Ту-4, сразу сделав его морально устаревшим.

Тем не менее, Ту-4 выпускался до 1953 года. Интересно, что в разных источниках существует большой разброс относительно количества построенных машин. Попадаются цифры 847, 1195 и даже 1296 экземпляров. Сложно сказать, какая из них верная, но в любом случае он стал самым массовым тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком в истории советской/российской авиации, а также — первым советским носителем атомных бомб.

В начале 1950-х Ту-4 стал «символом воздушной мощи» Советского Союза и в этом качестве его рисовали на пропагандистских плакатах. Но к концу того же десятилетия, в наступившей эпохе реактивной авиации, устарелость Ту-4 стала очевидной и безнадежной. К 1960 году большинство «сталинских стратегов» было списано и отправлено на переплавку. Некоторое количество передали в Полярную авиацию и в «дружественный» Китай, где они прослужили до начала 1990-х.

ЛТХ:

Размах крыла, м   40.05
Длина, м   30.18
Высота, м  
Площадь крыла, м2   161.7
Масса, кг  
  пустого самолета   32270
  нормальная взлетная   47500
  максимальная взлетная   66000
Тип двигателя   4 ПД АШ-73ТК
Мощность, л.с.   4 х 2000
Скорость, км/ч  
  максимальная   558
  крейсерская  
Дальность полета, км   5100
Разбег, м   960
Пробег, м   1070
Практический потолок, м   11200
Экипаж, чел   11
Вооружение:   Стрелковое вооружение — первоначально 10 пулеметов УБ (12,7 мм), потом 10 пушек Б-20Э калибра 20 мм и позже НС-23 (23 мм) в пяти башнях — две в передней кабине, одна в задней, одна за ней и одна в кормовой кабине,
Бомбовая нагрузка 6000-8000 кг (6-8 ФАБ-1000).
Автор: Вячеслав Кондратев
Отредактировано и дополнено ЕНОТОМ
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
8+

от admin