4+

Лучшим летчиком-истребителем времен Корейской войны со стороны американцев считается Джозеф МакКонелл. Он же остается наиболее результативным летчиком за всю историю американской реактивной авиации. Все свои воздушные победы МакКонелл одержал над советскими МиГ-15. Но на каждого «профессионала» найдется свой профессионал. В одном бою американцу не повезло.

Американского аса сбил советский летчик Семен Алексеевич Федорец сбил. В отличие от большинства советских летчиков воевавших в Корее, Федорец не имел боевого опыта воздушных схваток, который получили другие советские летчики в годы Второй Мировой. В войну Федорец выполнял полеты над Ленинградом, прикрывая город на «Аэрокобре». Но к тому времени фронт уже отошел от города и немецкая авиация не совершала налетов на Ленинград.

С началом Корейской войны Федорец наконец принял участие в боевых действиях. Встретиться с лучшим американским летчиком Федорцу довелось 12 апреля 1953 года. Его звено вылетело с аэродрома позже на 30 минут, чем вся остальная дивизия. Задачей было прикрытие отхода основных сил из района боя и борьба с вражескими истребителями.

Бой проходил на высоте 1400 метров. Десятки самолетов с обеих сторон поливали друг друга свинцом. С советской стороны в схватке участвовали все три полка дивизии. Федорец услышал по радио голос советского летчика, который просил о помощи. За одним из МиГов увязался «Сейбр» и не переставая поливал его пулеметными очередями.

Из советского МиГа уже шел черный дым. Федорец бросился на помощь товарищу. Сблизившись с американцем он дал по нему пару очередей, преследовавший самолет задымился и начал падать. Но тут и самому Семену на хвост «сел» американский истребитель. Этот «Сейбр» и пилотировал американский ас Джозеф МакКонел.

МакКонелл выпустил по МиГу очередь, которая зацепила кабину. По всей видимости Федорец запаниковал, и вместо того, что бы уйти в вираж, резко потянул ручку на себя и сделал «бочку» на элеронах. Из-за чего самолет вышел на критический угол атаки и потерял скорость. Американец проскочил вперед, оказавшись чуть правее советского истребителя.  По воспоминаниям Федорца, МакКонелл повернул голову, посмотрел на него, а потом резко выпустил закрылки, чтобы сбросить скорость, стоит отдать должное скорости реакции американца.

Но МакКонеллу не хватило каких-то долей секунды, что бы оказаться позади МиГа. Советский самолет, продолжая вращение, приблизился в упор к «Сейбру» и Федорец дал очередь, которая пришлась прямо по крылу американского самолета. «Сейбр» перевернулся через правое крыло и пошел вниз. Это был второй сбитый Федорцом в этом бою истребитель.

Судя по воспоминаниям МакКонелла, тот и не думал так быстро сдаваться, а решил все же поквитаться с Федорцом. Его «Сейбр» падал вниз, но все еще представлял опасность, так как находился позади ничего не подозревающего Федорца:

Используя весь свой опыт и несмотря на ущерб нанесенный Федорцом, МакКоннелл игнорируя перегрузки выполнил на своем «Сэйбре» «бочку» в результате Федорец обогнал его. Все еще вращаясь МакКоннелл открыл огонь из своих пулеметов 50-го калибра по МиГу Федорца, и тому пришлось катапультироваться. Собственный самолет Мака дымился и потерял половину своей мощности… () он отомстил за свое поражение (Лучший реактивный ас Кореи, пилот ВВС США F-86 Sabre (Стивен Шерман , март 2000. acepilots)

Версия МакКонела не расходится с воспоминаниями Федорца. По нему действительно открыли огонь снизу:

Только я вывел свой самолёт из атаки, как по мне снизу сзади ударили из пулемётов. Я резко отдал ручку от себя и вышел из-под удара. Кабина наполнилась дымом и пеной от керосина, приборная доска разлетелась вдребезги. Вскоре та же пара «Сейбров» перебила мне управление самолётом, я триммером выровнял самолёт и принял решение катапультироваться. (Герой Советского Союза Федорец Семён Алексеевич. «Советские асы 1953»)

Федорец благополучно катапультировался, его подобрали и направили на лечение в госпиталь. Там он пробыл недолго и вновь вернулся в строй, получив погоны майора. Его назначили командиром 1-й АЭ. 10 июня он вновь отличился.

Американцы предприняли налет на аэродром Дэпу. Дежурство там несла 1-я АЭ 913-го ИАП под командованием Федорца. В бою со стороны американцев участвовали 20 «Сейбров». Восьмерка Федорца взлетела и сразу же сбросила подвесные баки, так как противник был прямо над ними.

Советские летчики развернулись на малой высоте и вышли в хвост снизу к группе американцев. Федорец на своем МиГе атаковал ведущий самолет с дистанции в пару сотен метров и тот взорвался в небе. А лейтенант Попов сбил ведомый «Сейбр». Американцы сходу потеряли два самолета и поспешили отступить.

Когда советские летчики приземлились на аэродроме, то самолет Федорца окружили техники. Оказалось, что узел предкрылка от взорвавшегося «Сейбра» пропорол МиГу фюзеляж и застрял у силовой балки. Такой вот «сувенир» привез МиГ Федорца из этого боя. Американский пилот, кстати, успел катапультироваться и чудом спасся, оказавшись в руках у китайцев.

На счету у Федорца уже было шесть сбитых американских самолетов. Седьмую победу он одержал 19 июля 1953 года. Эскадрилья Федорца была поднята в воздух для защиты Супхун ГЭС на которую совершили налет американские «Сейбры». По воспоминаниям Федорца у американцев было немного самолетов. Не больше двенадцати.

Шестерка МиГов вышла в район боя с опозданием. Видимость была очень плохой. И тут, на подходе к ГЭС советские самолеты были атакованы сверху звеном «Сейбров». Завязался воздушный бой. Американцы сумели сбить один МиГ лейтенанта Герасимчука.

Отбив атаку по ведомому, старший лейтенант Асеев дал по «Сейбру» очередь и у него закончился боекомплект. «Сейбр» отвалил и со снижением развернулся влево с курсом на свой аэродром. Я в это время выполнял вираж и видел всю эту картину воздушного боя. На пересекающемся курсе слева перехватил «Сейбра» и сблизился с ним и под ракурсом 1/4 дал очередь. «Сейбр» пошёл к земле и с пикированием врезался в землю.(Герой Советского Союза Федорец Семён Алексеевич. «Советские асы 1953»)

Таким образом Федорец записал на свой счет седьмой сбитый «Сейбр». Но, в этом бою эскадрилья потеряла одного летчика. При катапультировании у лейтенанта Герасимчука закрутило парашют и он не наполнился воздухом. Но и американский пилот 1-й лейтенант Кеннет Поленски из сбитого Федорцом «Сейбра» так же не смог спастись.

Это была последняя воздушная победа майора Федорца. Вскоре война закончилась. За время боев Семен Алексеевич Федорец совершил 98 боевых вылетов. Участвовал в 27 воздушных боях и сбил 7 самолетов противника F-86 «Сейбр». Всего его эскадрилья сбила 14 американских самолетов.

По воспоминаниям командира 224-го ИАП Дмитрия Васильевича Ермакова, после окончания войны генерал С. В. Слюсарев в городе Аньдуне проводил торжественное собрание с летчиками, где объявил, что Семен Алексеевич представляется к званию Героя Советского Союза. Но это представление так и осталось «на бумаге».

P.S. К сказанному стоит добавить, что существует и другая версия, по которой МакКонелла сбил вовсе не Федорец, а китайский летчик Цзян Даопин (Анатолий Демин. «Орлы» Мао Цзэдуна против «Ястребов» дяди Сэма // Авиация и космонавтика, 2004, № 12). После боя, в котором МакКоннелл все же сумел отомстить своему «обидчику», он дотянул на своём «Сэйбре» до Жёлтого моря, и после приводнения его очень быстро эвакуировал вертолёт американской поисково-спасательной службы. Как он сказал своим товарищам, вернувшись на базу: «слегка ноги замочил». Всего за время войны в Корее Джозеф Кристофер Макконнелл-младший(так звучало полное имя американского аса) сбил 16 советских истребителей.

Источники:

https://zen.yandex.ru/id/5b2103d769715500aa7afd5e

https://ru.wikipedia.org/

Korean War Aces. USAF F-86 Sabre jet pilots. Stephen Sherman. 2000

Анатолий Демин. «Орлы» Мао Цзэдуна против «Ястребов» дяди Сэма // Авиация и космонавтика, 2004, № 12.

4+

от admin