Самолет дальнего целеуказания Е-8, разработанный основным подрядчиком «Grumman» (ныне «Northrop Grumman), был очень удачно опробован в 1991 году в операции «Буря в пустыне». Авиационный комплекс представляет собой большой шаг вперед по отслеживанию и управлению боевыми действиями наземных войск с такими же возможностями, какие Е-3 дает для воздушного боя. Основой комплекса Е-8 является планер Boeing Model 707-300. Два прототипа E-8A были оборудованы многорежимной РЛС бокового обзора APY-3.
Антенна РЛС размещена в длинном подфюзеляжном обтекателе типа «каноэ». В кабине оборудовали рабочие места операторов. Линии передачи данных обеспечивают поступление информации для наземных войск практически в режиме реального времени. РЛС распознает и отслеживает положение и перемещение всех наземных средств противника, а также выполняет другие функции. Она распознает и классифицирует колесные и гусеничные средства передвижения при любых погодных условиях.
Первые два E-8A с объединенной радиолокационной системой обзора, управления и целеуказания J-STARS впервые взлетели 22 декабря 1988 года, а в январе 1991 года оба переведены в Эр-Рияд в Саудовской Аравии для участия в боевых операциях.
Вначале планировалось, что комплекс E-8B будет оснащаться турбовентиляторными двигателями F108, но затем приняли решение создавать комплекс E-8C на основе корпуса модифицированного Model 707 с силовой установкой из 4 ТРД Pratt & Whitney JT3D-3B тягой по 80,05 кН.
Первый из требовавшихся 19 E-8C (позднее количество снизили до 13) был поставлен в июне 1996 года, а последний (в конечном итоге поставлено 17 самолетов) — 25 марта 2005 года.
Весной 2008 года «Northrop Grumman» начала замену двигателей на более эффективные турбовентиляторные Pratt & Whitney JT8D-219, одновременно в ВВС США обдумывают, как лучше решать проблему старения парка самолетов на базе планера Model 707.
Система Joint STARS включает в себя самолет Е-8С с многофункциональной РЛС и наземные мобильные станции армии США. Многофункциональная антенна установлена в каноэ-образной 16-метровой гондоле установленной под передней частью фюзеляжа. Дальность обнаружения целей типа танк составляет 200 км, на расстоянии 120-150 км система способна отличить колесную технику от гусеничной(информация из открытых источников, реальная дальность обнаружения может значительно превышать заявленную). Система из радара с синтезированной апертурой (SAR) и установленным целевым индикатором (FTI) получает изображение с фотографическим качеством и отображает избранные цели с географической привязкой.
ЛТХ:
Модификация | Е-8А |
Размах крыла, м | 44.42 |
Длина самолета,м | 46.6 |
Высота самолета,м | 12.93 |
Площадь крыла,м2 | 279.64 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 77565 |
максимальная взлетная | 152408 |
Внутренние топливо, кг | 70307 |
Тип двигателя | 4 ТРДД Pratt Whitney JT3D-3B |
Тяга, кН | 4 x 80.07 |
Максимальная скорость, км/ч | М=0.84 |
Крейсерская скорость, км/ч | 966 |
Практическая дальность, км | 12250 |
Продолжительность полета, ч | |
без дозаправки топливом | 11 |
с дозаправки топливом | более 20 |
Практический потолок, м | 12800 |
Экипаж, чел | 4 + 18 операторов |
Источники:
http://www.airwar.ru/
de Agostini. Мировая Авиация. Boeing
Warplanes. Modern Fighting aircraft
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. E-8 Joint STARS
Airforce Technology. JSTARS Joint Surveillance and Target Attack Radar System
Putnam. Peter M. Bowers. Boeing Aircraft since 1916
Bill Gunston. Spy Planes and Electronic Warfare Aircraft