3+

Одним из крайне важных вопросов, который решался многими армиями мира, являлось обеспечение переправы войск. Для этого всё чаще привлекались инженерные войска, которые наводили мостовое оборудование и другие средства. Естественно, появление танков подняло тему того, как их переправлять через водные преграды. Неслучайно еще в 1818-1920 годах начались работы по созданию танков-амфибий. Первыми такими танками были разработки Кристи и Филипа Джонса, идею подхватили и в Германии. Первый немецкий средний танк межвоенного периода, более известный как Großtraktor, предполагался плавающим. Немцев даже не смутил тот факт, что Medium Tank Mark D плавал, мягко говоря, не очень, а его испытания закончились тем, что машина зачерпнула воды и немного затонула. История периодически любит повторяться, вот и с Großtraktor случилось то же самое. Из боевых машин трех производителей реально испытания на водоходность проводились с танком Rheinmetall, который точно так же зачерпнул воды и утонул, причем вместе с одним из механиков. На этом испытания на плавучесть под Казанью закончились, а немцы надолго завязали с плавающими танками.

Дальнейшее развитие средств переброски танков через реки пошло путем совершенствования мостового и понтонного оборудования. И тут немцы тоже не были первыми, подобные опыты еще в 20-е годы проводили американцы и англичане. Правда, одно дело опыты, а другое массовое внедрение. Пока одни экспериментировали, другие внедряли современные мостовые парки, например, Brückengerät B. Это мостовое оборудование обеспечивало проход танков массой до 20 тонн, а наиболее совершенные немецкие мостовые парки имели максимальную нагрузку 30 тонн. Неслучайно именно 30 тонн являлось предельной массой для немецких танков, причем продержалась эта масса аж до середины 1941 года. Вместе с тем, ближе к середине 30-х годов работы по танкам, которые не зависели от инженерных подразделений, возобновились. Они оказались необходимы для захвата плацдармов совместно с частями первой волны.

Поначалу немецкая программа танков, предназначенных для преодоления водных преград, развивалась вполне привычно. В 1933 году появились первые эскизные проработки La.S. (будущего Pz.Kpfw.I), оснащенного поплавками. Вместе с тем, это направление позже забуксовало. Вновь работы возобновились уже в 1938 году, на сей раз базой служил Pz.Kpfw.II. Эти работы привели к серийным образцам плавающих танков, но и от них оказались не в восторге. По этой причине к лету 1940 года начались работы по другому направлению. Официально такие танки обозначались как UK (Underwassserkampffarhzeugen, то есть подводная боевая машина). Впрочем, с 9 июля 1940 года появился индекс, который намертво приклеился к подобным танкам. Именовали машина как Tauchpanzer, то есть ныряющий танк. Приоритетом стал Pz.Kpfw.III, но сразу же предполагались и «подводные» Pz.Kpfw.IV, или Tauchpanzer IV.

Активная фаза работ по UK началась с первых чисел июля 1940 года. При этом подготовительные работы развернулись на широком фронте. 3 июля 1940 года сверху последовала команда о начале подготовительных работ к обучению экипаже на учебной базе в Путлосе. По факту работы шли как минимум с весны 1940 года, поскольку к началу июля тема UK развивалась по полной программе. Фактически команда, отданная 1 июля 1940 года генерал-лейтенантом Эмилем Леебом, начальником Управления вооружений сухопутных сил, стала не более чем официальным стартом. По исходным планам, переделкам в UK подвергалось 100 Pz.Kpfw.III (из них 10 с 50-мм пушками), 28 Pz.Kpfw.IV и 12 StuG III. По факту StuG переделывать не стали: 3 июля планы уточнили, теперь ожидалась переделка 200 танков, причем речь шла только о Pz.Kpfw.IV и Pz.Kpfw.III.

Финальным решением стала команда, отданная Гитлером 21 июля 1940 года. Цифра 200 танков утверждалась, но теперь конкретизировалась. Из них основная масса, 148 танков, являлась Pz.Kpfw.III Ausf.F и Ausf.G, 4 командирских танка Pz.Bef.Wg.III Ausf.E, а также 48 Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Исполнителем контракта становился Alkett, стоимость переделки для танков всех типов была одинаковой — 21364 рейхсмарки. К слову, это почти в 5 раз дешевле, чем переделка в плавающий танк Pz.Kpfw.II.

Работы по Tauchpanzer IV на базе Pz.Kpfw.IV шли в кильватере приоритетной машины — Pz.Kpfw.III. Это не особо должно удивлять, особенно с учетом того, что герметизация отчасти получалась унифицированной, поскольку смотровой прибор механика-водителя и установка курсового пулемета были одинаковыми. Это же касалось и обеспечения герметичности командирской башенки. Схожим образом закрывалась и орудийная установка. Все указанные элементы получали резиновые кожухи, которые обеспечивали герметичность. Также обеспечивалась герметичность моторного отделения, доступ воздуха шел через боевое отделение. Снималась часть панелей моторной перегородки, а к сигнальному лючку, размещавшемуся справа от командирской башенки, крепился гофрированный шланг.

Специальных испытаний Tauchpanzer IV не проводилось. Причиной тому стало то, что систему уже обкатали на Pz.Kpfw.III, и она дала вполне удовлетворительные результаты. Как минимум 5 метров глубины танки вполне могли преодолевать, этого было достаточно для того, чтобы форсировать неглубокие реки. Впрочем, изначально Tauchpanzer должны были совсем другую водную преграду — Ла-Манш, он же Английский Канал. Согласно концепции, танки сходили с транспортов неподалеку от берега, после чего проходили по дну оставшуюся дистанцию. По выходу на берег они сразу могли идти в бой, для чего носовая часть кожуха орудийной установки легко снималась.

Переоборудование танков в Tauchpanzer шло очень быстро, уже в августе 1940 года Alkett с заданием успешно справилась. Прошли тренировку и экипажи, которые свели в сформированные 18 июля 1940 года батальоны ныряющих танков. Всего их сформировали 4 штуки — от A до D. Также 16 июля 1940 года подготовили штат K.St.N.171b, согласно которому, в каждой роте находилось 4 водоходных Pz.Kpfw.IV, 12 водоходных Pz.Kpfw.III и 4 водоходных Pz.Kpfw.II. Этим и объясняется то, почему Tauchpanzer IV было заказано в несколько раз меньше. Работы по формированию батальонов закончили к 18 августа, дальше всё зависело от действий авиации. Птенцы Геринга обеспечить господство в воздухе над Англией не смогли, никто никуда не поплыл. Поэтому в ноябре 1940 года последовала команда сдать оборудование на склады в Магдебурге.

Снова Tauchpanzer понадобились после того, как утвердили план «Барбаросса». К тому моменту заказали дополнительно 105 «ныряющих» Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, а также 4 командирских Pz.Bef.Wg.Ausf.H. Если исходить из соотношения 1:3, то сдали 35 Pz.Kpfw.IV Ausf.E и 70 Pz.Kpfw.III Ausf.H. Точных цифр нет, но с учетом того, что Tauchpanzer IV Ausf.E на снимках встречается довольно много, похоже на правду. Вместо поплавка, как это было ранее, ставился шноркель высотой 3,5 метра. Также изменилась и структура подразделений. Вместо 4 батальонов основная часть водоходных танков оказалась в 18-й танковой дивизии, также они имелись в составе 3-й, 4-й, 10-й, 14-й и 17-й танковых дивизий.

В этом составе танки активно применялись летом 1941 года в ходе операции «Барбаросса». Поначалу применение шло более-менее успешно, но уже в июле 1941 года интенсивность использования по прямому назначению снизилась. В том числе и по той причине, что кожухи довольно быстро приходили в негодность. Возможность преодолевать более глубокий брод всё еще использовалась, но со шноркелями эти танки использовались редко. К концу 1941 года Tauchpanzer окончательно повывелись, а новая концепция танков подводного хождения была более простой. Правда, водоходное оборудование уже немцам толком не пригодилась.

В целом программу Tauchpanzer можно назвать более-менее успешной. Преодоление водных преград по дну позже массово использовалось в ряде стран, похожим путем пошло и советское танкостроение. Вместе с тем, такой способ преодоление водных преград не стал единственным. Нашлись и другие решения той же проблемы, причем их массово применяли и во время войны.

Автор: Юрий Пашолок

Источники:

Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997

https://zen.yandex.ru/yuripasholok

PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011

Panzer Tracts No.3-4 Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010

РГАКФД

3+

от admin