Если вы думали, что красная пятиконечная звезда, как опознавательный знак военной авиации, впервые появилась на самолётах ВВС РККА, то вы зря так думали. Первыми этот символ задействовала авиация армии США. Поскольку аэропланы первоначально предполагалось использовать прежде всего для разведки и связи, то в американской армии их поначалу вполне логично приписали к Войскам связи, Signal Corps, и с 1915 года они маркировались красной пятиконечной звездой на руле направления, хотя официально это было закреплено лишь 19 марта 1916 г. В общем, это было совсем неудивительно, потому как пятиконечные звёзды присутствуют на флаге и гербе США, символизируя входящие в них штаты, а красный цвет был выбран просто как самый заметный.
Однако это пока были скорей знаки «для внутреннего употребления», поэтому, когда встал вопрос об использовании американской авиации в серьезной войне, то было решено привести опознавательные знаки к «национальным цветам» США. С 17 мая 1917 г., то есть спустя чуть более месяца с момента вступления США в Первую Мировую войну, пятиконечная звезда, как и на флаге США, стала белой на синем фоне, а в её центр был добавлен красный кружок.
Но суровая реальность вскоре показала, что желательно иметь опознавательные знаки, которые никто не перепутает с вражескими, и прежде всего это касалось наземных сил их союзников. Поэтому появилось предложение заменить эти знаки такой же как у них трёхцветной «кокардой». Но здесь возникла проблема: национальные цвета основных членов Антанты – Франции, Великобритании и России – были такими же, как и у США. А именно красный, белый и синий, то есть все три сочетания цветных кругов оказались уже «заняты». За исключением двух далеко не всегда применимых вариантов «белый снаружи», хотя один из них тоже был занят.
Тем временем Российская Империя и просуществовавшая считанные недели Российская республика приказали долго жить, а следующее правительство России начало переговоры о выходе из войны. Поэтому командование образованной к тому времени отдельной Воздушной службы армии США приняло решение позаимствовать вроде бы освободившуюся «кокарду» Русской Императорской армии, слегка изменив пропорции кругов. Большевики не остались в долгу и, в свою очередь, позаимствовали у США красную пятиконечную звезду(шутка).
При этом американские морпехи не были бы морпехами, если бы не подчеркнули лишний раз, что они не Армия и не Флот, а сами по себе и вообще самые крутые. На своих самолётах к новой трёхцветной «кокарде» они добавили орла и якорь, превратив опознавательный знак в подобие эмблемы Корпуса морской пехоты США.
Война закончилась, и в 1919 г. на военные самолёты США вернулась эмблема с белой звездой в синем круге, с той лишь разницей, что внутренний красный кружок был сделан поменьше. В таком виде она и просуществовала более 20 лет и даже повоевала первые полгода Тихоокеанской войны, пока суровая реальность опять не внесла свои коррективы.
Причиной очередного изменения опознавательных знаков военной авиации США стал пресловутый friendly fire. Американские зенитчики чётко запомнили украшавшие крылья японских самолётов «фрикадельки», поэтому в любом красном пятне, что появлялось в их биноклях или прицелах им мерещились японские «хиномару», а пальцы автоматически тянулись к гашеткам. Поэтому, от греха подальше, 6 мая 1942 г. было приказано убрать с белых звёзд красные кружки, а также закрасить красные и белые полосы (или «конфетные полоски», как называли их лётчики) на рулях направления. Что любопытно, на британских самолётах, действовавших против японцев на Тихом океане и в Бирме, из их традиционных эмблем из тех же соображений тоже был убран центральный красный кружок.
Следующее изменение было локальным и касалось лишь американских самолётов, участвовавших в операции «Факел» – высадке американских войск в Северной Африке в ноябре 1942 г., когда, как и в Первую Мировую, остро встал вопрос взаимодействия с авиацией союзников-британцев, которые в тот период использовали опознавательные трёхцветные «кокарды» в варианте «C.1» – традиционных британских цветов, но окружённые ярко-жёлтой каймой. Во избежание всё того же «дружественного огня», умные головы в командовании решили, что самым простым способом привить американским пилотам и зенитчикам рефлекс «жёлтое кольцо означает свои» – это добавить такую же жёлтую кайму и на американские самолёты. Впрочем, это работало и в обратную сторону.
Между тем на Тихом океане периодическая стрельба по своим – как в воздухе, так и с земли – не думала никуда исчезать. Для изучения этого вопроса была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что с большого расстояния или при плохой освещённости видна лишь форма эмблемы – круг, а какого он цвета, красный и или синий со звездой – роли уже не играет. Поэтому было предложено изменить именно форму, путём добавления по бокам белых прямоугольных «крылышек». А для пущего эффекта окружить это всё ещё и красной каймой.
Наличие этой красной каймы – опять красный «японский» цвет! – настолько не вызвало энтузиазма на Тихоокеанском ТВД, что командиры некоторых подразделений на свой страх и риск приказали не выполнять данное распоряжение высшего командования и добавить лишь белые «крылышки» безо всякой окантовки. В конце концов здравый смысл победил, нововведение продержалось чуть больше месяца и уже 14 августа 1942 г. красная окантовка была заменена синей, в цвет синего круга. В таком виде эмблема просуществовала до конца Второй Мировой войны. А мы, благодаря всей этой чехарде, получили возможность достаточно точно датировать фотографии американских самолётов начального периода войны.
Между тем, война закончилась, проблема «дружественного огня» отошла на второй план и можно было опять подумать об эстетике. В том смысле, что вернуть на опознавательный знак недостающий «национальный цвет», теперь уже в виде красных полосок внутри белых крылышек. В таком виде эмблема существует по сей день и наносится на летательные аппараты ВВС, ВМС, Сухопутных сил, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны США.
В связи с переходом на тёмно-серую или чёрную окраску летательных аппаратов ВС США, на них с 1980-х годов в основном используется монохромный серый вариант опознавательных знаков, так называемая «схема низкой заметности». По моему скромному мнению, в данном случае это скорей вопрос эстетики и прочего дизайна, потому как никакого практического смысла подобная «маскировка» не имеет. Принадлежность «свой-чужой» давно определяется вовсе не визуально, а для радаров и даже оптико-электронных средств наблюдения противника (работающих преимущественно в ближнем ИК-диапазоне) глубоко по-барабану цвет опознавательной эмблемы. Но светло-серое на тёмно-сером действительно смотрится очень стильно.
Источник:https://midnike.livejournal.com/