Сразу стоит дать небольшое пояснение относительно количества подбитых Т-28, дело в том, что в в боях в Карелии участвовали только 172 танка Т-28, цифра 482 взялась из-за того, что большая часть подбитых Т-28 были отремонтированы и вернулись в строй. В среднем, каждый участвовавший в войне Т-28 выходил из строя, восстанавливался и возвращался в строй минимум по два раза (отдельные танки — до пяти раз).
Причиной такого высокого процента возвращенных в строй танков, по всей видимости, может служить то, что финская армия не имела на вооружении мощных противотанковых средств. Основу противотанкового вооружения финской армии составляли противотанковые ружья Lahti L-39 и 37-мм противотанковые пушки Бофорс, которые неплохо дырявили броню советских танков, но при этом наносили минимальные повреждения внутренним агрегатам. Зачастую, финнам приходилось, чуть ли ни в снайперском режиме, вести огонь по местам расположения механиков-водителей и командиров советских танков, с целью их выведения из строя. Результатом такого огня было то, что танк останавливался, но при этом оставался практически исправным.
Финские солдаты прозвали советский Т-28 из-за его габаритов и формы шутливым прозвищем «Почтовый паровоз». Существует так же популярная легенда о том, что такое название прилипло после того, как в одном из захваченных танков финны обнаружили два мешка солдатских писем. Как уже было сказано, в 1940 году в руки финской армии попало 2 танка Т-28. Во вторую советско-финскую войну( «Войну-продолжение», как ее называли в самой Финляндии), в августе 1941 года, было захвачено еще 10 танков Т-28.
В армии Финляндии советские средние Т-28 классифицировались как тяжелые танки. Трофеи направлялись на службу в подразделения состоящие из других советских трофеев. Оценивали эту машину финны как самый эффективный танк Зимней войны. Основной причиной таких лестных отзывов было то, что финские бронетанковые войска, в то время, имели на вооружении только танки Vickers Mk E(32 штуки) и Renault FT-17(32 штуки). Из которых, на момент нападения Советского Союза, в рабочем состоянии было всего 27 машин(к слову, против всей этой финской танковой «армады» Советский Союз бросил 1476 своих танков). Естественно, что после Renault FT-17 времен Первой Мировой, Т-28 казался финским танкистам верхом совершенства.
Финны отмечали серьезное вооружение танка, которое делало его весьма эффективным средством против укреплений. Хвалили за создание плотного подавляющего огня и советский пулемет ДТ. Высоко финны отзывались о живучести танка в Зимней войне, а также о его низкой уязвимости к бутылкам с зажигательной смесью в силу специфического расположения вентиляционных люков и отверстий. Нравилась финнам и высокая проходимость советской машины по глубокому снегу и болотам.
Конечно же, с позиции финской армии, было за что и поругать Т-28. Абсолютно неудачное и неудобное расположение мест для всех членов экипажа. Отвратительный обзор. Слишком большие габариты, делавшие Т-28 хорошей мишенью для противотанковой артиллерии. Имелись проблемы с топливной системой во время сильных морозов, низкий ресурс ряда агрегатов, а также общая сложность ремонта Т-28 в полевых условиях. Наконец, как и советские танкисты, финские ругали трофейные машины за высокую прожорливость. За 1 час движения советский танк «сжирал» более 50 литров горючего.
Тактико-технические характеристики танка Т-28
Экипаж, чел.: 6
Боевой вес: 25,4 тонн
Размеры
— Длина корпуса, мм: 7370
— Ширина корпуса, мм: 2870
— Высота, мм: 2625
— Клиренс, мм: 500
Броня
— Тип брони: стальная катаная гомогенная
— Лоб корпуса (верх), мм: 30
— Лоб корпуса (середина), мм: 15
— Лоб корпуса (низ), мм: 30
— Борт корпуса, мм: 20+10
— Корма корпуса, мм: 18—20
— Днище, мм: 15—18
— Крыша корпуса, мм: 10
— Лоб башни, мм: 20
— Маска орудия, мм: 20
— Борт башни, мм: 20
— Корма башни, мм: 20
— Крыша башни, мм: 10—15
Вооружение
— Калибр и марка пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года)
— Длина ствола, калибров: 16,5 (КТ-28) / 26 (Л-10)
— Боекомплект пушки: 69
— Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года
— Пулемёты: 4—5 × 7,62-мм ДТ
Двигатель
— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т
— Мощность двигателя, л. с.: 450
Скорость
— Скорость по шоссе, км/ч: 42
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25
— Запас хода по шоссе, км: 180—190
— Запас хода по пересечённой местности, км: 120—140
— Удельная мощность, л. с./т: 17,7
— Тип подвески: полностью сблокированная, на вертикальных пружинах
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,62
— Преодолеваемый подъём, град.: 37°
— Преодолеваемая стенка, м: 1,0
— Преодолеваемый ров, м: 3,5
— Преодолеваемый брод, м: 1,0
Источники:
https://novate.ru/
https://waralbum.ru/
https://ru.wikipedia.org/
http://loveread.ec/