6+

Когда американские войска вторглись во Вьетнам, то сразу же начали использовать свои истребители-бомбардировщики F-105 «Тандерчиф» для бомбардировки позиций «северян» и важных стратегических объектов. Помощь Северному Вьетнаму оказывал Советский Союз. И вскоре у вьетнамцев появились новейшие истребители МиГ-21.

Управляли МиГами вьетнамские летчики из 921-го истребительно-авиационного полка. Вьетнамцы предпочитали охотиться за американскими F-105, которые были для них легкой добычей. Но, изначально, избегали встреч с «Фантомами» F-4, бой с которыми мог закончиться для них плачевно.

Американское командование сперва не обращало внимания на малочисленную группу вьетнамских самолетов МиГ-17 и МиГ-21. Но возрастающие потери заставили их пересмотреть свое отношение к этой «проблеме». Вьетнамские истребители атаковали F-105 еще на дальних подступах к цели.

С осени 1966 года авиация противника стала для ВВС США серьезной проблемой. Американская авиация не бомбила вьетнамские аэродромы, так как на них находились советские военные специалисты. Потери среди русских могли привести к эскалации конфликта и конфронтации с СССР . Американцам это было не нужно.

В том же 1966 году новым командиром 8-го тактического истребительного крыла ВВС США «Волчья стая» был назначен легендарный американский ас Робин Олдс. Олдс прошел Вторую мировую. В воздушных боях он уничтожил 12 немецких самолетов в небе и еще 11 на земле.

Став командиром истребительного крыла, Олдс первым делом передал самого себя под командование младших по званию, но имеющих боевой опыт во Вьетнаме летчиков. Он хотел изучить специфику этой войны. В отличие от предыдущего командира 8-го крыла, который совершил всего 12 боевых вылетов, Олдс совершал вылеты регулярно.

Олдс решил разобраться с проблемой вьетнамских истребителей за один раз. А поскольку летчики МиГов охотились преимущественно на истребители-бомбардировщики F-105, Олдс решил обмануть вьетнамских «коллег» и заманить их в ловушку:

На пути в свою эскадрилью, я узнал о подготовке «большой операции». Инструктаж проводил сам полковник Олдс. Когда мы узнали, что нам предстоит болтаться над Ханоем настроение резко упало — оптимисты остались в явном меньшинстве. (Воспоминания летчика капитана Джона Б. Стоуна. Опубликовано в книге: Боевое применение МиГ-21 во Вьетнаме. Иванов С. В.)

Олдс спланировал операцию, суть которой заключалась в том, чтобы выдать летящие на задание самолеты F-4, за бомбардировщики F-105. Выманить вьетнамцев, навязать им бой на выгодных для американцев условиях и уничтожить как можно больше самолетов противника в небе. Операция получила название «Боло»:

Весь смысл операции «Боло» заключался в создании иллюзии налета «Тандерчифов» с целью провоцирования МиГов на воздушный бой. Мы летели маршрутами «Тадов», пользовались в радиообмене их позывными и даже в положенное время запрашивали коррекцию доплеровской навигационной системы, хотя на наших «Фантомах» стояли инерциалки. (Воспоминания летчика капитана Джона Б. Стоуна. Опубликовано в книге: Боевое применение МиГ-21 во Вьетнаме. Иванов С. В.)

Из-за плохой погоды операцию перенесли с 1 января 1967 года на 2 января. 28 самолетов F-4 под командованием Олдса взлетело с военного аэродрома США имитируя поведение истребителей-бомбардировщиков F-105.

Вьетнамцы «купились» на уловку. Командование в Ханое не давало команду на взлет, пока американские самолеты не приблизились к аэродрому в Нойбая на расстояние в 40 километров. Обман могли распознать пролетавшие рядом истребители МиГ-17 с базы Кип. Но они летели ниже облачности и не имели бортовых РЛС.

В результате, когда вьетнамские МиГ-21 вылетели на перехват американцам, то встреча с новейшими американскими истребителями стала для них сюрпризом. МиГи сразу же попали под ракетный обстрел. С первого захода было уничтожено четыре МиГ-21 — все первое звено. Летчики спаслись.

Потеряв первое звено, в воздух поднялось второе. На этот раз вьетнамцы были внимательнее и вовремя выполнили противоракетный маневр. И все же еще один МиГ командира звена был сбит. В бою со стороны американцев успели принять участие только 12 самолетов F-4. При этом вьетнамцы не смогли сбить ни одного американского самолета.

Я преследовал МиГ пока он выполнял свой разворот, время я рассчитал так, чтобы оказаться у него на хвосте.. () Именно так и произошло. Он не видел меня. Я хорошо видел его силуэт на фоне солнца, когда запускал две ракеты «Сайдуайндер» (управляемая ракета воздух-воздух). Одна из них ударила и разорвала его правое крыло (Робин Олдс. Операция Боло. Опубликовано на acepilots)

По американским данным вьетнамская авиация потеряла в тот день 7 самолетов МиГ-21. Вьетнамцы признали потерю только 5 самолетов в бою и одного из-за израсходованного топлива (не дотянул до аэродрома).

В любом случае операция прошла крайне успешно для ВВС США. Не имея собственных потерь американцы уничтожили половину всех имеющихся у вьетнамцев самолетов МиГ-21. Через пару дней, 6 января, американцы повторили свой «трюк» и сбили еще два самолета МиГ-21.

Командование ВВС Северного Вьетнама 8 января провело срочное совещание по итогу этих воздушных боев. Ввиду больших потерь было решено изменить тактику на более «партизанскую». Предполагалось, что теперь вьетнамские самолеты будут действовать по схеме «бей и беги» и использовать в операциях небольшое количество самолетов.

Что касается полковника Олдса, то в мае 1967 года он одержал еще три воздушные победы в небе. Таким образом его счет воздушных побед достиг четырех. Он вполне мог сбить еще несколько МиГов, но избегал этого. Как пишет Джон Шервуд в своей книге: после пятого сбитого самолета его бы признали воздушным асом и немедленно отправили домой на инструкторскую работу.

Для Олдса летать со своими товарищами в небе Вьетнама оказалось важнее пятой воздушной победы. Для «своих парней» он стал чуть ли не легендой. Нарушая устав Олдс носил длинные усы, которые были для него «жестом неповиновения» перед высшим командованием. И вскоре многие пилоты 8-го крыла, подражая ему, стали тоже носить усы. Правда, когда Робин вернулся в США в декабре 1967 года, начальник штаба ВВС США Джон Макконел лично заставил его сбрить их.

Макконел подошел к Олдсу, сунул палец под нос измеряя длину усов, и убедившись, что они отрасли сверх принятой нормы, приказал немедленно их сбрить:

По правде говоря, к тому времени я уже не очень любил эту «чертову штуковину» (речь об усах), но она стала символом для бойцов 8-го Крыла. Я знал, что раньше МакКоннелл это понимал. Ведь во время своих посещений Убона в течение прошлого года он ни разу не упомянул о нарушении мною военных норм, а похоже просто был удивлен разнообразием усов, которыми щеголяли многие солдаты. Но сейчас сбрить их — был самый прямой приказ, который я получал за двадцать четыре года службы (Кристина Расмус «Летчик-истребитель: Мемуары легендарного Робина Олдса.(2010), New York: St. Martin’s Press)

На сегодняшний день Робин Олдс считается одним из самых почитаемых летчиков в ВВС США. Ежегодно, в марте, в честь Олдса в ВВС США проводится «Марш усов». Мероприятие символизирует «добродушный протест» против правил устава, которые регламентируют длину волос на лице. Мероприятие длится один месяц.

Источники:

https://warbirdsnews.com/

https://zen.yandex.ru/id/5b2103d769715500aa7afd5e

6+

от admin