3+

60 лет назад, 30 мая 1962 года, впервые поднялся в воздух самолет Т-58 — первый прототип сверхзвукового истребителя-перехватчика Су-15. Этот самолет известен гораздо меньше своих современников — истребителей МиГ-21, Су-7 и МиГ-23, поскольку он никогда не поставлялся на экспорт и не участвовал ни в одном военном конфликте. Однако эта машина выпускалась в течение 15 лет, с 1966 по 1981 год, была растиражирована в 1300 экземплярах и вплоть до распада Советского Союза составляла основу авиационного компонента его противовоздушной обороны.

В начале 1992 года парк Су-15 разделили между Россией и Украиной, которой досталось 70 машин. Российские перехватчики (вполне еще боеспособные) были сняты с вооружения и отправлены в металлолом в 1994 году, в соответствии с условиями договора об ограничении вооружений в Европе (ДОВСЕ), а Украина отказалась от своих в 1996-м.

Пилотам Су-15 не довелось отличиться в воздушных войнах, но они многократно принимали участие в перехватах нарушителей советских воздушных границ и неоднократно их сбивали. Самыми известными случаями стало уничтожение двух южнокорейских пассажирских «Боингов»: «Боинга-707» — над Карелией 20 апреля 1978 года и «Боинга-747» — к западу от Сахалина 1 сентября 1983 года.

В первом случае корейским пилотам каким-то чудом удалось посадить подбитый самолет с полуоторванным крылом на лед озера Корпиярви и тем самым спасти почти всех пассажиров (осколками ракеты убило двух человек), поэтому широкого резонанса этот эпизод не получил. Но второй закончился гораздо трагичнее: пораженный двумя ракетами «Боинг» рейса KAL-007 упал в море, при этом погибли все 269 человек, находившихся на борту.

Расстрел KAL-007 вызвал бурю праведного негодования, а СССР был объявлен озверевшим кровавым монстром и «империей зла». Таким образом, Су-15 из 777-го ИАП ПВО нанес Советскому Союзу серьезный репутационный урон.

ЛТХ:
Модификация   Су-15ТМ
Размах крыла, м   9.43
Длина самолета, м   22.03
Высота самолета, м   4.84
Площадь крыла, м2   36.60
Масса , кг  
  пустого самолета   10760
  нормальная взлетная   17200
  максимальная взлетная   17900
Тип двигателя   2 ТРДФ Р-13-300
Максимальная тяга, кН   2 х 65,70
Максимальная скорость, км/ч:  
  у земли   1400
  на высоте 12000 м   2230
Перегоночная дальность, км   1700
Практическая дальность, км   1380
Боевой радиус действия, км   725
Практический потолок, м:   18100
Макс. эксплуатационная перегрузка   6.5
Экипаж, чел   1
Вооружение:

боевая нагрузка — 1500 кг на 6 узлах подвески: две УР класса воздух-воздух средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами  наведения Р-98 (до 20 км) и две УР ближнего боя Р-60 с ИК системой наведения. Вместо ПТБ могут подвешиваться два контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (23 мм, 250 снарядов). Допускается подвеска двух бомб ФАБ-250 или до 2 блоков УБ-16-57 с НАР типа С-5 или две НАР большого калибра типа С-24

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
3+

от admin