2+

Успех знаменитого «ужаса Европы», немецкого пикировщика Ju-87 заинтересовал югославов настолько, что еще перед войной они запроектировали свой двухмоторный пикировщик, в котором решили оригинальным образом обойти проблему blackout’а у пилотов из-за перегрузок при выводе из пикирования. Они положили пилота на живот. Точнее — собирались положить, новаторский пикировщик не успел сойти с чертежных досок до того, как гитлеровские войска вторглись в Югославию. Но, после войны к тематике решили вернуться. И в 1951 году в воздух поднялся вот такой вот симпатичный самолетик Ikarus 451. Нет, формально считалось, что он боевой — но, конечно, с двумя моторами по 150л.с. он был чисто экспериментальной машиной.

Помимо облегчения состояния пилота при перегрузках (вплоть до 8-9g пилоты сохраняли нормальную работоспособность) — такое решение позволило до предела уменьшить сечение фюзеляжа, что уменьшило сопротивление воздуха настолько, что даже с этими смешными моторами штурмовик разгонялся до 335 км/ч.

Машина считалась «боевой», вы не забыли? И в 1186 кг взлетного веса удалось вписать два 13-мм MG 131 и шесть пилонов под ракеты. Правда, про подвеску вооружений и полеты на применение ракет мне ничего не известно. Дело в том, что сама концепция весьма спорна.

При таком расположении обескровливание мозга на выводе из пикирования не возникает, да — но дышать совершенно невозможно, грудная клетка сдавлена наглухо. Да и шея пилота затекает очень быстро при таком положении — полчаса полета и готово. Попробуйте хоть немного полежать на животе, читая показания приборов… На руки особенно опираться нельзя, — ими самолетом управляют. Понравилось? Вот и испытатели были не в восторге.

Но окончательный приговор машине вынесли первые противоперегрузочные костюмы. Обжимая ноги и животы летчиков они спасали от потери сознания даже и при больших перегрузках, так что необходимость в подобной экзотике сошла на нет.

2+

от admin