6+
Несмотря на то, что в СССР еще в первые годы пытались наладить производство собственных автомобилей, большое количество автомобилей поставлялось из-за границы. Особенно остро этот вопрос встал во время Второй мировой войны. В рамках ленд-лиза в Советский Союз было отправлено огромное количество техники,  среди них был и Studebaker US6.
Сказать, что этот автомобиль, по своим характеристикам, проходимости, качеству изготовления и надежности превосходил все «выкидыши» советского автопрома это ничего не сказать, ничего подобного в Советском Союзе просто не было! Благодаря этому он стал наиболее массовым импортным грузовиком РККА в годы войны, а после 1945 года завоевал огромную популярность и у гражданского населения СССР.

История этого легендарного грузовика началась практически с началом Второй мировой войны. Когда стало ясно, что необходимо оснащать армии машинами с высокими техническими характеристиками, руководству Студебекер стало ясно, что для подобных целей потребуется создание специализированного автомобиля повышенной проходимости. В начале 1940 года инженерами был разработан 1,5-тонный Studebaker К15F. Потом его совершенствовали, в частности, за счет увеличения грузоподъемности до двух с половиной тонн — так появилась модель Studebaker K25S.

Примерно в это же время Америка активно готовилась к вступлению в войну. В 1940 году теперь уже от министерства обороны США был получен масштабный заказ на поставку трехосных полноприводных грузовиков. Что интересно, грузовики Studebaker US6 почти не состояли на оснащении американской армии. Это произошло из-за того, что их двигатель Hercules JXD не проходил по принятым в те времена стандартам, вследствие чего Studebaker Corporation проиграла конкурс компаниям General Motors и International Harvester. Поэтому и было принято решение использовать Studebaker US6 для поставок по ленд-лизу странам-союзникам.

По своей конструкции Studebaker US6 в США представлял собой рядовой грузовик второго эшелона. Впрочем, это не помешало выпускать его в ряде модификаций: первым в серию в середине 1941 года была пущена модель US6-U1. Эта же машина, оснащенная лебедкой называлась уже US6-U2 — кстати, эта модификация была поставлена в американскую армию для нужд инженерных войск. Среди других моделей были также бортовой Studebaker US6-U3, U5 — с топливной цистерной, U6 — короткобазный седельный тягач, и другие.

Довольно быстро Studebaker US6 оказались в Советском Союзе — первая поставка была совершена осенью 1941 года. После проведения испытаний на полигоне Главного автомобильного управления РККА советские специалисты дали грузовику отличные рекомендации, после чего начались активные поставки Студебекеров в СССР.

Прежде всего американцы поставляли модификации U3, U4, U7 и U8. Автомобили везли двумя путями: через Северный морской путь в Мурманск или Архангельск, а также через Ирак и Иран. Машины обычно переправляли в полуразобранном виде, а уже после собирали и отправляли в Красную армию.


Американские грузовики использовались РККА в самом разном качестве. Зачастую бортовые машины применялись для стандартной транспортной работы: перевозка грузов и солдат. Кроме того, шасси US6 позволяли монтировать различные надстройки: автоцистерны, автокраны, ремонтные и радиофургоны, и даже реактивные минометы БМ-8 и БМ-13. Они были настолько популярны, что со временем их стали называть «грузовики Победы».

Всего в период с 1941 по 1945 годы в Советский Союз было отправлено 187200  грузовиков модели Studebaker US6 из них  до фронта дошло примерно 152 тысячи. Однако и после окончания войны о них не забыли, часть их них использовалось в «народном хозяйстве». И на советских дорогах их эксплуатировали вплоть до семидесятых годов прошлого столетия.

Технические характеристики Studebaker US6

  • Скорость
    • максимальная: 69 км/ч
    • средняя техническая при движении по шоссе:
      • без груза: 40 км/ч
      • с грузом: 30 км/ч
  • Временная норма расхода горючего на 1 км пути при движении по шоссе:
    • без груза 0,38 л
    • с грузом 0,45 л
  • Запас хода при движении по шоссе: 400 км
  • Двигатель
    • число опор коленчатого вала: 7
    • привод кулачкового вала: шестерёнчатый
  • Система смазки:
    • тип: смешанная (под давлением и разбрызгиванием)
    • тип масляного насоса: шестерёнчатый
    • ёмкость масляной системы: 7,5 л
    • масло:
      • летом: автол 10
      • зимой: лубрикетинг или автол 6
  • Система охлаждения:
    • тип: водяная, с принудительной циркуляцией
    • вентилятор: 4-лопастный
    • привод вентилятора: клиновидным ремнём
    • тип водяного насоса: центробежный
    • привод водяного насоса: шестерёнчатый
    • тип радиатора: трубчатый
    • ёмкость системы охлаждения: 18,5 л
  • Карбюратор: фирмы «Картер», модель 429S, перевернутого типа
  • Топливоподкачивающий насос: фирмы «АС», диафрагменного типа
  • Воздухоочиститель: комбинированный, с масляной ванной
  • Топливный фильтр: фирмы «АС», пластинчатого типа
  • Тип системы зажигания: батарейное
  • Напряжение первичного тока: 6 В
  • Запальные свечи: фирмы «Чемпион», модель QM2, размер резьбы 14 мм
  • Сцепление: однодисковое, сухое
  • Коробка перемены передач: механическая, трёхходовая, пятискоростная
  • Число передач: 5 вперёд и 1 назад
  • Раздаточная коробка (демультипликатор):
    • тип: механическая
    • число передач: 2
  • Задние мосты: ведущие, литые, разъёмные
  • Тип полуосей задних мостов: полностью разгруженные
  • Передний мост: ведущий, литой, разъёмный,
  • Главная передача: конические шестерни
  • Передаточное число главной передачи: 6,6
  • Тип дифференциалов: конические
  • Ёмкость коробки перемены передач (с механизмом отбора мощности): 6,6 л
  • Ёмкость раздаточной коробки: 4,0 л
  • Ёмкость каждого из мостов (переднего, заднего или среднего): 3,3 л
  • Тип рулевого управления: червяк и шипы
  • Ножной тормоз: колодочный, с гидравлическим приводом и сервомеханизмом вакуумного типа, на все колёса
  • Ручной тормоз: ленточный, с механическим приводом, действует на карданный вал заднего моста у раздаточной коробки
  • Подвеска задней тележки: продольные, полуэллиптические рессоры
  • Подвеска переднего моста: продольные полуэллиптические рессоры
  • Тип колёс: дисковые, штампованные (сдвоенные на задних мостах)
  • Размер шин: 7,50—20″
  • Аккумуляторная батарея: тип SW5-153, ёмкость 153 А·ч
  • Напряжение: 6 В
  • Генератор (марка и тип):
    • для старых модификаций: «Авто-Лайт», GEW-4806A
    • для новых модификаций: «Авто-Лайт», GEG-5002C
  • Коробка отбора мощности:
    • привод: от шестерни заднего хода коробки перемены передач
    • число передач: 2 (для наматывания троса), 1 (для сматывания троса)
  • Лебёдка:
    • привод: от коробки отбора мощности
    • тяга на тросе: 4500 кг

Источники:

https://novate.ru/

https://www.kolesa.ru/

https://ru.wikipedia.org/

6+

от admin