2+

Мало того, в движение этот мутант приводился не только хорошо видимыми авиамоторами с воздушными винтами, так еще и гребной винт имелся, приводимый в движение обычным дизелем. Зачем был построен такой набор всевозможных решений, более всего напоминающий изделия фирмы Victorinox? Ведь с утилитарной ценностью у такого катера, очевидно, не вполне нормально?? Ответ совершенно однозначен: судно создавалось в качестве экспериментальной машины для отработки конструктивных решений. Решений для чего?

Ну как для чего… Для военных целей, конечно — основным заказчиком промышленности в СССР были, все-таки, военные. На производство инновационной гражданской продукции внимания обращали немного. Алексеевская «Ракета» даже в качестве примера не годится — ее создавали в инициативном порядке, без госзаказа.

Да, так вот: этот катер весом в 50 тонн — изделие Зеленодольского ЦКБ (бывшее ЦКБ-340), которое специализируется на малых противолодочных кораблях. Вот в рамках разработок этой тематики и были проведены исследования различных способов динамической разгрузки, для создания сверхскоростных малых противолодочных кораблей. С подачи К.В. Кунаховича, который был (а) сотрудником ЦАГИ, (б) знакомым по роду работы с экранопланами и СПК конструкции Алексеева, и (в) — бывшего «по совместительству» братом руководителя ЦКБ-340 А.В. Кунаховича — была избрана такая вот комбинированная схема.

Результат, как видите, довольно интересный. Благодаря подводным крыльям и гребному винту — экраноплан быстро разгонялся и легко отрывался от воды, а в летящем (частично, корма с винтом и рулем были в воде) режиме V-образное подводное крыло спокойно и автоматически регулировало высоту полета, не позволяя аппарату ни задрать нос, ни зарыться в волны.

«Циклон» был построен в 1973 году на Керченском филиале Зеленодольского ЦКБ и после всесторонних испытаний был продемонстрирован начальству в лице министра Б.Е. Бутомы и заказчику в лице адмирала П.Е. Котова, которые нашли разработку интересной. Катер легко разгонялся и носился по Черному морю со скоростью 150-170км/ч, довольно флегматично реагируя на небольшое волнение. Однако, его промежуточность оказалась и его же основным минусом: Более мореходные и удобные для размещения оружия СПК могли разгоняться до сравнимых скоростей, а «чистые» экранопланы (те же Алексеевские), не цепляющиеся за воду — летали вдвое быстрее.

Однако хотя работы были продолжены и с интересными заделами даже, — но последующие разработки экранопланов в ЦКБ-340 как-то не заладились (вплоть до трагического инцидента в 1984 году), по тем или иным причинам, и все ограничилось более или менее масштабными моделями…

2+

от admin