11+

Самыми первыми доспехами древних людей были звериные шкуры. Память об этом сохранилась в греческих мифах о Геракле, который использовал для защиты своего тела непробиваемую шкуру убитого им Немейского льва. Впоследствии животная кожа использовалась при изготовлении не только доспехов, но и щитов. Правда, реальная львиная шкура в таком качестве малополезна, обычно доспехи делали из вываренной кожи буйвола.

Сплошные металлические доспехи появились, когда люди научились добывать и обрабатывать металлы. Одним из древнейших доспехов, найденных археологами, является полный доспех воина из некрополя Дендра, расположенного рядом с микенским акрополем Мидеа. Он выглядел не слишком эстетично, но при этом обеспечивал хозяину отличную защиту от оружия того времени. Вес этого доспеха составлял 16-17 кг — меньше, чем у рыцарских лат.

Подобные сплошные доспехи ограничивали свободу движений воина. Но и без защиты солдатам бронзового века оставаться не хотелось. Гибкие доспехи, в том числе более поздние кольчуги, плохо держали колющий удар. А ведь основным вооружением пехоты в то время являлись длинные копья. Строй вражеской фаланги, ощетинившейся копьями, вынуждал искать способ защиты, сочетающий прочность сплошной пластины металла с подвижностью человека в лёгком доспехе.

Неизвестно, кто именно первым придумал кирасу. Но это изобретение сразу же стало популярным и распространилось по всему Средиземноморью. Сплошной доспех из двух гнутых металлических пластин, закрывающий торс, но оставляющий свободными конечности, применяли почти все античные народы. Не были исключением и древние римляне. Но сперва у них не было средств, чтобы обеспечить большинство легионеров кирасами. Кираса стала распространённым вариантом римского доспеха только во II в. до н.э. И оставалась таковой всего около века.

Почему же кираса перестала быть основным римским доспехом? На то имелись веские причины. Кирасы были весьма дорогими, а в республиканском Риме легионеры покупали доспехи и оружие за свой счёт. Кираса должна была быть подогнана под рост и телосложение, для чего требовался опытный кузнец. В то время как кольчугу или пластинчатую броню (лорику сегментату) можно было подгонять по размеру и чинить в походных условиях. Впоследствии, уже при Империи, доспехи стали закупать и поставлять в войска централизованно, стандартных размеров и качества. С этого времени кираса стала отличительным признаком римских командиров, которые могли себе позволить доспех по индивидуальному заказу.

Кирасу римляне называли «лорика мускулата». «Лорика» означает «доспех», а слово «мускулата» в переводе не нуждается. Так все таки, почему же римляне стали делать кирасу «мускулистой»? Древние греки в V веке до н.э. додумались делать поверхность кирасы не гладкой, а повторяющей рельеф человеческой мускулатуры. Такие кирасы прозвали «анатомическими». Доспех из начищенной до блеска бронзы смотрелся очень красиво. Воин в нём казался неуязвимым существом, отлитым из металла. Кроме того, «мускульный» рельеф образовывал рёбра жесткости, придававшие кирасе повышенную прочность.

Вскоре такие кирасы заимствовали у греков и другие народы, в том числе соседи римлян — этруски. Со временем мода на «анатомические» доспехи добралась даже до Японии. Но стоит сказать, что японские анатомические кирасы появились не под влиянием европейской культуры, а являлись исключительно местным продуктом. Там такие кирасы прозвали нё-до, «торс будды». Азиатское представление о том как должен выглядеть подобный доспех сильно отличалось от античного, поэтому «мускулатура» на японских доспехах выглядит весьма своеобразно. Японские мастера как раз не стремились добиться анатомического сходства, по их представлениям воин должен был не казаться «неуязвимым», а внушать ужас противнику, представая перед ним в виде мифического чудовища или демона. Обычно, подобный доспех, дополняла и соответствующая демоническая маска.

Древние римляне не остались в стороне от всеобщего увлечения «анатомическими» доспехами. На ранних кирасах мускулы изображались схематически, в виде абстрактных узоров. Но военная мода не стояла на месте. И римские воины засверкали мускулистыми металлическими боками.

Лорику мускулату дополняли птериги (от греческого слова «птерос» — птица, т.е. птичьи крылья): кожаные полосы на плечах и бёдрах. В нижней части птериг крепились металлические бляшки. Птериги давали дополнительную защиту конечностей и паха, а также красиво смотрелись. Римский командир в сияющей кирасе был хорошо заметен издали, выделяясь из общей солдатской массы, что помогало ему управлять войсками.

Источник:https://zen.yandex.ru/ancient_rome

11+

от admin