8+

Если внимательно рассматривать фотографии советского среднего танка Т-34, на многих из них можно увидеть сквозные отверстия в траках гусеничной ленты. Если спросить интересующихся военной техникой людей о назначении этих отверстий, то многие наверняка дадут хотя бы один ответ на этот вопрос и будут близки к истине. Со своей стороны, хочется сказать, что назначений у этих, казалось бы, обычных отверстий больше чем кажется, ряд из них предусматривались конструкторами, а дополнили список задач для них сами танкисты уже на фронте. Об этих назначениях и поговорим. Источником информации послужили материалы книги «Танк» военного издательства ВС СССР 1954 года. Данные отверстия можно увидеть практически на всех вариантах траков, в том числе и первых, разве что на узких летних траках марки А-43 их не делали. На первых вариантах штампованных траков танка Т-34 отверстия делали на всех звеньях, не зависимо от того холостой трак или с направляющим гребнем, позже их делали на холостых, два или одно отверстие на трак в зависимости от ширины гусеницы. Также, отверстия не делали на сдвоенных холостых траках. Изначально отверстия делались для установки на траки дополнительных грунтозацепов, при движении танка по глубокому снегу, пескам и при подъемах на возвышенности с рыхлым грунтом. Согласно документации танка Т-34 эти грунтозацепы называются «шпорами».

Шпоры не прижились на танках, они создавали излишнюю вибрацию, которой и так в советских танках было хоть отбавляй, да и проблему пробуксовки набитых грязью штампованных траков решили внедрением литых траков иной конфигурации зацепов. Отверстия использовались танкистами для крепления средств самовытаскивания танка. Специально для этого были изготовлены петли с резьбой (рым болт), которые прикручивались к тракам через эти отверстия, за которые в свою очередь цеплялись тросы.

Для самовытаскивания использовались бревна, которые танкисты крепили прямо к гусеницам чуть ниже ленивца и проворачивали гусеницы пока бревно не окажется у ведущих колес, после чего перецепляли его.

Также, для самовытаскивания использовали и длинные тросы, которые крепились за пни, деревья и анкера, вбитые в грунт. После закрепления тросов за любой из перечисленных упоров, их цепляли через рым болт за описанные отверстия в траках, такой способ самовытаскивания был наиболее надежным, так как полностью исключал пробуксовку в болотистой местности.

По мимо вышеописанных способов, к указанным отверстиям крепили различные кустарные грунтозацепы и пластины для увеличения ширины гусениц, веревками крепили болотоходные брезентовые гусеницы с деревянными зацепами. Позже на заводах где производили Т-34, инженеры приваривали к верхней передней броневой детали резьбовые крепления, к которым через эти отверстия болтами крепился фрагмент гусеницы, в качестве возимых запасных траков на танке, а также дополнительной броневой защиты машины.

На танках, принимавшихся на вооружение советской армии после Т-34 тросы самовытаскивания крепили уже к боковым выступам траков, на некоторых вариантах траков имелись специальные пазы для винтового крепления, сквозные отверстия ушли в прошлое, так как подходили для траков крупнозвенчатой гусеницы.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5dd92979a9876a758f94f631

8+

от admin