11+

Многие наверняка ещё помнят советские грузовики КрАЗ, которые не только имели кабину с деревянным каркасом, но ещё и откидные лобовые стёкла. Причём даже не все водители, которым довелось поработать на этих грузовиках, знают, зачем эти стёкла откидываются. Если сесть в кабину КрАЗа, то можно разглядеть и сам механизм откидывания лобовых стёкол, а также механизм дворников.

Здесь нужно отметить, что КрАЗы 256Б и 255 — это не единственные грузовики с такими открывающимися лобовыми стёклами. Так например старый ЗиЛ 157 тоже мог похвастаться похожей опцией. И связано это с тем, что грузовик задумывался прежде всего для нужд армии. Военные сформулировали задачу, и завод сделал лобовые стёкла откидывающимися.

Также здесь нельзя пройти мимо вездеходной тематики. Поскольку многие снегоболотоходы — вещь далеко не серийная и не массовая, то выпускается они под конкретные пожелания заказчика. И некоторые особо опытные вездеходчики предпочитают иметь на машине именно откидные лобовые стёкла.

И это пожелание связано с тем, что вездеходы «ползая» в совершенно непролазных местах иногда все же застревают, причем так, что боковые двери оказываются заблокированными и тогда единственным выходом из машины остаются либо откидные лобовые стекла либо люк в крыше кабины, если таковой имеется.

Однако какое отношение обычный КрАЗ самосвал имеет к военному применению или к вездеходам? Ясно, что никакого. Эти самосвалы работали в основном на стройках, на разрезах и карьерах, перевозили грунт и прочую породу. Шансов перевернуться или застрять у них было немного, и тем не менее их лобовые стёкла откидывались так, словно в этом была какая-то необходимость.

Всё дело в том, что к созданию легендарной кабины КрАЗа приложили руку военные. Они на тот момент уже были осведомлены, что 255-я модель будет полноприводной на односкатных колёсах с высоким профилем, и что она как раз готовится под нужды армии как военный грузовик и тягач. И поскольку эта же кабина шла и на самосвалы, и на военные грузовики, и на лаптёжники, то было решено не «заморачиваться» и везде ставить эти откидные лобовые стёкла, и на самосвалы в том числе.

Причём эти «стёкла-открывашки» шли и на КрАЗы с тропическим исполнением, и на умеренные, и на арктические. И если на грузовиках для жаркого климата всю эту откидную «лобовуху» ещё можно было как-то по делу использовать, то в минус 50 °С эти щели в створках водители заделывали чем только можно и нельзя. Они и представить не могли, зачем нужны эти открывающиеся лобовые стёкла на морозе.

Что же касается интересов военных, то им важна была в том числе и скорость покидания кабины личным составом. В случае опрокидывания грузовика на бок, из кабины гораздо проще выбраться через открывающиеся лобовые стёкла, чем через одну свободную дверь.

Источники:

https://www.kolesa.ru/

https://zen.yandex.ru/electrotransport

11+

от admin