13+

На некоторых современных истребителях например Су-27 или F-15 можно заметить довольно большой щиток расположенный на фюзеляже за кабиной пилота. Во время полета, данный щиток, большую часть времени находится в убранном положении и только иногда поднимается. Давайте разберемся для чего же нужен этот щиток и на каких режимах полета он используется.

Назначение этого щитка становится сразу понятно из названия, это тормозной щиток или говоря техническим языком-аэродинамический тормоз. Принцип его действия достаточно прост: чтобы затормозить, нужно как-то нарушить идеальную обтекаемость истребителя. Что и делает этот щиток – он просто поднимается и увеличивает сопротивление воздуха, которое помогает затормозить.

Щиток используется чаще всего при посадке, когда самолету нужно сбавить скорость. Так же щиток может использоваться истребителем во время сопровождения менее скоростного самолета или при дозаправке топливом в воздухе. При посадке тормозной щиток -только вспомогательное средство, а не основное.

А основных средств затормозить при посадке, а не в воздухе, у истребителя два. Самый эффективный – тормозной парашют. Принцип действия такой же, как и у щитка: создает резкое сопротивление воздуха, что и помогает затормозить. Используется сразу после посадки и сокращает длину пробега на 35 30—35 %. В определенный момент парашют становится уже не эффективным, и его сбрасывают прямо на бетонку, где его подбирает специальная парашютная служба. Обычно парашют выдерживается 50-75 применений.

После парашюта в ход идут колесные тормоза. Помогают затормозить, когда скорость уже не такая большая. По сути, это аналоги обычных автомобильных тормозов: тормозить помогает сила трения.

P.S. Иногда за тормозной щиток можно принять похожее устройство имеющееся на самолетах вертикального взлета и посадки. Но назначение его совсем другое, это всего лишь «крышка» закрывающая входное устройство подъемного двигателя.

Источник:https://zen.yandex.ru/mvf

13+

от admin