Во время Второй мировой войны боевые корабли являлись очень сложной целью для авиации. Как это ни странно звучит, но большинство кораблей представляют из себя малоразмерную цель, которая к тому же постоянно маневрирует и очень больно огрызается зенитным огнем. Причем огрызается так, что почти каждый третий самолет пытавшийся атаковать корабль либо сбивался, либо получал серьезные повреждения не позволявшие ему повторить атаку. Все это вынуждало летчиков разрабатывать различные тактические приемы позволявшие повысить эффективность бомбометания и при этом снизить свои собственные потери. Одним из таких тактических приемов было топмачтовое бомбометание.
В нем использовалась особенность авиабомб рикошетировать от водной поверхности. Этот метод был опробован еще в 1920-х годах, но не получил развития из-за отсутствия самолетов, обладающих достаточно высокой скоростью. Название «топмачтовое» появилось из-за того, что в последний момент атаки самолет, чтобы не врезаться в корабль, должен был пролететь на минимальной высоте над ним. Для этого летчик, выполняя прицеливание по центру линии соприкосновения корпуса корабля с водой (ватерлинии), должен был не выпускать из внимания и топ мачты.
Сущность же метода заключалась в том, что самолет атаковал корабль с малой высоты (20 — 40 метров) и сбрасывал бомбу или серию бомб на удалении от цели в 250 — 300 метров. Затем «перепрыгивал» через корабль и уходил от него. Бомба рикошетировала от воды, подпрыгивая на высоту 6 — 8 метров попадала в цель. Для безопасности самолета взрыватель устанавливался с задержкой 4 — 6 секунд.
Топмачтовый метод имел преимущества перед другим, тоже эффективным методом уничтожения кораблей – «низким» торпедометанием, когда торпеды, сбрасываемые на расстоянии 600 — 800 метров от корабля, преодолевали дистанцию за 30 — 40 секунд. Однако иногда этого времени кораблю хватало для успешного совершения противоторпедного маневра. Бомбе же на то, чтобы попасть в цель требовалось всего 2 — 3 секунды. Сбрасывание бомб производилось на максимальной скорости, что снижало вероятность поражения самолета от корабельной противовоздушной обороны (ПВО). Торпеда во избежание ее повреждения должна была сбрасываться на скорости 230 — 370 км/ч. Волнение моря влияло лишь на расстояние рикошета бомбы, тогда как торпедометание при волнении моря свыше 4 — 5 баллов было невозможно, опять же – по техническим причинам. И наконец, обычная бомба всегда была намного дешевле торпеды.
В сравнении с пикирующими бомбардировщиками, топмачтовое бомбометание так же имело некоторое преимущество. Ширина корабля даже такого как крейсер сравнительно невелика и составляет около 30 метров. По этому летчику, чтобы попасть нужно было очень тщательно прицеливаться и тянуть со сбросом до последнего, и даже в этом случае бомбы зачастую падали рядом с кораблем. При топмачтовом бомбометании, летчику было достаточно просто прицелится в силуэт корабля и на расстоянии в 250-300 метров нажать кнопку сброса, все остальное бомба сделает сама.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/
https://vestidosaaf.ru/