Паровозик на фотографии выглядит как будто им игрался какой то ребенок-великан и по неосторожности его сломал. Но уникальность этого локомотива не только в его форме, а и в самой железной дороге для которой он и был спроектирован. Давайте узнаем в чем же его секрет.
150 лет назад, 29 августа 1869 года в штате Нью-Хэмпшир заработала первая в мире горная зубчатая железная дорога. Эта дорога протяженностью 4,8 километра действует до сих пор, доставляя туристов и экскурсантов на вершину горы Вашингтон — высочайшую точку северо-востока США. В своем коротком пути паровоз с одним вагоном взбирается на высоту более километра. Средний уклон дороги составляет 25 градусов, максимальный — 37.
Дорога построена по проекту Сильвестра Марша, которого многие считали сумасшедшим, однако вопреки их прогнозам, она довольно быстро себя окупила за счет большого числа желающих по ней прокатиться. С тех пор зубчатые (они же реечные, шестеренчатые и кремальерные) железные дороги были сооружены во многих странах — от Германии до Анголы и Вьетнама, особенно много их в Швейцарии.
1.На этом фото хорошо виден принцип действия зубчатой железной дороги, а также фрагмент «лестничного» рельса, запатентованного Маршем в 1861 году.
2
3.Паровоз Марша, которому приходилось ездить только вверх или вниз (на снимках — его реплика, сделанная в 1929 году), выглядел весьма оригинально. Его паровой котел с топкой имел качающуюся подвеску на боковых цапфах и при любом уклоне пути всегда принимал вертикальное положение как маятник.
4.В дальнейшем от качающейся подвески котла отказались, поскольку относительно небольшие отклонения от вертикали никак не влияли на его работу. На снимке — паровоз «Лиззи Бёрн», который обслуживал железную дорогу в конце XIX и начале ХХ века.
5.Гравюра тех времен, изображающая «Лиззи Бёрн» и ее пассажиров на вершине горы Вашингтон.
6.С 1934 года дорогу стали обслуживать новые паровозы с горизонтальными, точнее, с наклонными котлами, имеющие довольно забавный «горбатый» вид.
7.Они исправно работают до сих пор.
8.Почти на всем протяжении дорога — одноколейная. Частично она проходит по деревянным и металлическим эстакадам.
9.Есть двухпутные развязки, на которых могут разъехаться встречные поезда.