ADM-160 MALD — является беспилотным летательным аппаратом, способным выполнять задачи разведчика, ложной цели и постановщика помех. БПЛА был разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical в рамках программы MALD (MALD Advanced Concept Technology Demonstration) DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Цель программы: создать малогабаритный, недорогой постановщик помех одноразового использования для снижения потерь своих самолетов и помощи в достижении господства в воздухе посредством введения в заблуждение наземных и воздушных систем ПВО противника. Основная задача программы ACTD: создать БПЛа- постановщик помех со стоимостью массового производства менее $30,000. Этот проект является прямым следствием другой программы DARPA — Small Engine Advanced Program (SENGAP)- программы создания перспективного малогабаритного двигателя.
В результате работ по программе SENGAP был создан миниатюрный реактивный двигатель с тягой 22.7 кгс, получивший обозначение TJ-50. Для снижения риска при разработке БПЛА MALD, двигатель TJ-50 был интегрирован со съемной частью моторного отсека фюзеляжа. Были проведены тесты для проверки режимов работы двигателя на разных высотах. MALD проектировался в соответствии с требованиями командования ВВС США для БПЛА — постановщика помех (Mission Need Statement 329-92). DARPA, используя Центр авиационных систем ВВС (ASC AF) как своего агента, объявила открытый конкурс на лучший проект недорогого, малогабаритного постановщика помех, воздушного базирования. Победу в конкурсе одержала фирма Teledyne Ryan Aeronautical (TRA). Контракт был подписан в ноябре 1999 года, срок разработки — около 27 месяцев. TRA работала над проектом совместно с фирмами: Sunstrand Corporation — 6-ти дюймовые турбореактивные двигатели TJ-50, Northrop Grumman — электронное оборудование, General Dynamics Electronics [GDE] Corporation — программное обеспечение для планирования маршрута полета БПЛА и Lockheed Martin — интеграция с самолетом-носителем F-16. Основные цели.
Основные цели программы ACTD: проектирование, изготовление и испытание БПЛА MALD, анализ и планирование производства, разработка концепции оперативного и тактического применения. Для проведения всесторонних испытаний центру авиационных систем ВВС было передано 32 БПЛА.
Основное назначение БПЛА MALD: активизирование вражеских систем ПВО с целью определения их месторасположения для последующего поражения их высокоскоростными потиворадиолокационными ракетами HARM, провоцирование пусков ракет по БПЛА MALD и «обескровливание» вражеской системы ПВО ложными целями. Имитация боевого применения БПЛА MALD показала, что его использование позволит значительно снизить потери самолетов, при подавлении ПВО противника.
Способ применения: запуск с самолета-носителя до входа в зону ПВО противника. После запуска БПЛА совершает полет в автономном режиме без осуществления связи с самолетом-носителем и наземными станциями.
БПЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным крылом. В транспортном положении крыло полуутоплено в фюзеляже. Фюзеляж типа монокок, хвостовое оперение — двухкилевое. Крыло, фюзеляж и хвостовое оперение изготовлены из композитных материалов. Двигатель установлен в хвостовом отсеке. Воздухозаборник расположен снизу фюзеляжа.
Применение хорошо отработанных и дешевых коммерческих технологий позволило снизить цену БПЛА при массовом производстве до $30000.
Применение коммерческих технологий в БПЛА MALD:
- Авионика и электрическая подсистема:
стандарт PC/104 (недорогие платы расширения, модульная открытая архитектура)
модули ввода-вывода, приемник GPS, процессор COTS, IMU
общая стоимость $11000.
- Планер:
крылья, хвостовое оперение и фюзеляж из композитных материалов
автомобильные технологии изготовления
общая стоимость $4500.
- Силовая установка:
простая конструкция с малым количеством сборочных единиц (основных частей 8, сборочных единиц 20)
коммерческие поставщики комплектующих
общая стоимость $8500.
- Полезная нагрузка:
простота конструкции
пластиковые детали изготовлены методом литья под давлением
автоматизированная сборка
общая стоимость $6000.
Первый испытательный полет постановщик помех MALD совершил 09.01.1999. Запуск был произведен на высоте 6100 метров, скорости 850 км/час с самолета F-16 416-ой испытательной эскадрильи, авиабаза ВВС Эдвардс, Калифорния. Цели полета — проверка безопасного отделения аппарата от самолета-носителя, запуска двигателя и проверка основных параметров полета в автономном режиме. После отделения БПЛА летел на высоте 6000 метров со скоростью 0.75М.
Западные аналитики считают, что система MALD может полностью удовлетворить тактические потребности ВВС и ВМФ США в радиолокационной ловушке и снизить потери самолетов при нанесении ударов по целям, прикрытых мощной системой ПВО.
Малые масса и размер, низкая стоимость большое число самолетов-носителей и вариантов оснащения позволяют использовать этот БПЛА в различных целях:
- Подавление ПВО
- Дешевая система обороны от крылатых ракет
- Дешевая автономная атакующая система
- Нарушение работы систем связи и управления противника
- Дешевая одноразовая воздушная мишень
- Средство доставки различных приборов радиоэлектронной разведки
- Получение разведывательной информации
Teledyne Ryan Aeronautical заключила контракт на разработку на базе БПЛА MALD малогабаритного и дешевого перехватчика крылатых ракет MALI.
ВВС США провели испытания модифицированной ракеты-обманки ADM-160 MALD-X (или MALD-J). Доработанная ракета получила системы наблюдения и передачи данных, благодаря которым она может вести разведку территории противника.
Ракета MALD была разработана по заказу ВВС и ВМС США в середине 1990-х годов. Она представляет собой реактивный снаряд длиной 2,8 метра с размахом полностью разложенного крыла 1,7 метра. Масса MALD составляет 115 килограммов. Она может развивать скорость до 0,9 числа Маха, а дальность ее полета составляет около 900 километров.
На борту ракеты установлены несколько излучателей, работающих одновременно на нескольких частотах. Благодаря изменению мощности и количества задействованных излучателей ракета может «обманывать» радиолокационные радары противника, которые будут «видеть» вместо небольшого снаряда какой-либо крупный объект.
В целом ракета-обманка может имитировать различные типы воздушных целей от небольшого легкого истребителя до крупного транспортного самолета. MALD может быть использована как для «обмана» наземных радиолокационных станций, так и в качестве ложной цели для ракет с радиолокационными головками самонаведения.
Модифицированные ракеты MALD-X могут использоваться не только для отвлечения внимания противника, а и попутного проведения разведки.
P.S. В середине 2023 года БПЛА ADM-160 MALD были интегрированы с украинскими истребителями МиГ-29 и активно применяются для подавления и «обескровливания» систем ПВО российских захватчиков.
ЛТХ:
| Размах крыла, м | 0.65 |
| Длина, м | 2.31 |
| Площадь крыла, м2 | 1.30 |
| Масса, кг | |
| пустого | 36.5 |
| взлетная | 45.8 |
| Тип двигателя | 1 ТРД TJ-50 |
| Тяга, кгс | 1 х 22.75 |
| Максимальная скорость, км/ч | 900 |
| Дальность полета, км | более 450 |
| Продолжительность полета, мин | 20 |
Источники:
Роман Карнышев. Авиабаза =KRoN=. БПЛА ADM-160A MALD
Eagle.ru. ADM-160 MALD
NPlus1.ru. Ракету-обманку научили вести разведку
Directory of U.S. Military Rockets and Missiles. Northrop Grumman (Teledyne Ryan) ADM-160 MALD
Jane’s Unmanned Aerial Vehicles and Targets
https://www.airwar.ru/







