ADM-160 MALD — является беспилотным летательным аппаратом, способным выполнять задачи разведчика, ложной цели и постановщика помех. БПЛА был разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical  в рамках программы MALD (MALD Advanced Concept Technology Demonstration) DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Цель программы: создать малогабаритный, недорогой постановщик помех одноразового использования для снижения потерь своих самолетов и помощи в достижении господства в воздухе посредством введения в заблуждение наземных и воздушных систем ПВО противника. Основная задача программы ACTD: создать БПЛа- постановщик помех со стоимостью массового производства менее $30,000. Этот проект является прямым следствием другой программы DARPA — Small Engine Advanced Program (SENGAP)- программы создания перспективного малогабаритного двигателя.

В результате работ по программе SENGAP был создан миниатюрный реактивный двигатель с тягой 22.7 кгс, получивший обозначение TJ-50. Для снижения риска при разработке БПЛА MALD, двигатель TJ-50 был интегрирован со съемной частью моторного отсека фюзеляжа. Были проведены тесты для проверки режимов работы двигателя на разных высотах. MALD проектировался в соответствии с требованиями командования ВВС США для БПЛА — постановщика помех (Mission Need Statement 329-92). DARPA, используя Центр авиационных систем ВВС (ASC AF) как своего агента, объявила открытый конкурс на лучший проект недорогого, малогабаритного постановщика помех, воздушного базирования. Победу в конкурсе одержала фирма Teledyne Ryan Aeronautical (TRA). Контракт был подписан в ноябре 1999 года, срок разработки — около 27 месяцев. TRA работала над проектом совместно с фирмами: Sunstrand Corporation — 6-ти дюймовые турбореактивные двигатели TJ-50, Northrop Grumman — электронное оборудование, General Dynamics Electronics [GDE] Corporation — программное обеспечение для планирования маршрута полета БПЛА и Lockheed Martin — интеграция с самолетом-носителем F-16. Основные цели.

Основные цели программы ACTD: проектирование, изготовление и испытание БПЛА MALD, анализ и планирование производства, разработка концепции оперативного и тактического применения. Для проведения всесторонних испытаний центру авиационных систем ВВС было передано 32 БПЛА.

Основное назначение БПЛА MALD: активизирование вражеских систем ПВО с целью определения их месторасположения для последующего поражения их высокоскоростными потиворадиолокационными ракетами HARM, провоцирование пусков ракет по БПЛА MALD и «обескровливание» вражеской системы ПВО ложными целями. Имитация боевого применения БПЛА MALD показала, что его использование позволит значительно снизить потери самолетов, при подавлении ПВО противника.

Способ применения: запуск с самолета-носителя до входа в зону ПВО противника. После запуска БПЛА совершает полет в автономном режиме без осуществления связи с самолетом-носителем и наземными станциями.

БПЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным крылом. В транспортном положении крыло полуутоплено в фюзеляже. Фюзеляж типа монокок, хвостовое оперение — двухкилевое. Крыло, фюзеляж и хвостовое оперение изготовлены из композитных материалов. Двигатель установлен в хвостовом отсеке. Воздухозаборник расположен снизу фюзеляжа.

Применение хорошо отработанных и дешевых коммерческих технологий позволило снизить цену БПЛА при массовом производстве до $30000.

Применение коммерческих технологий в БПЛА MALD:

  1. Авионика и электрическая подсистема:

стандарт PC/104 (недорогие платы расширения, модульная открытая архитектура)

модули ввода-вывода, приемник GPS, процессор COTS, IMU

общая стоимость $11000.

  1. Планер:

крылья, хвостовое оперение и фюзеляж из композитных материалов

автомобильные технологии изготовления

общая стоимость $4500.

  1. Силовая установка:

простая конструкция с малым количеством сборочных единиц (основных частей 8, сборочных единиц 20)

коммерческие поставщики комплектующих

общая стоимость $8500.

  1. Полезная нагрузка:

простота конструкции

пластиковые детали изготовлены методом литья под давлением

автоматизированная сборка

общая стоимость $6000.

Первый испытательный полет постановщик помех MALD совершил 09.01.1999. Запуск был произведен на высоте 6100 метров, скорости 850 км/час с самолета F-16 416-ой испытательной эскадрильи, авиабаза ВВС Эдвардс, Калифорния. Цели полета — проверка безопасного отделения аппарата от самолета-носителя, запуска двигателя и проверка основных параметров полета в автономном режиме. После отделения БПЛА летел на высоте 6000 метров со скоростью 0.75М.

Западные аналитики считают, что система MALD может полностью удовлетворить тактические потребности ВВС и ВМФ США в радиолокационной ловушке и снизить потери самолетов при нанесении ударов по целям, прикрытых мощной системой ПВО.

Малые масса и размер, низкая стоимость большое число самолетов-носителей и вариантов оснащения позволяют использовать этот БПЛА в различных целях:

  1. Подавление ПВО
  2. Дешевая система обороны от крылатых ракет
  3. Дешевая автономная атакующая система
  4. Нарушение работы систем связи и управления противника
  5. Дешевая одноразовая воздушная мишень
  6. Средство доставки различных приборов радиоэлектронной разведки
  7. Получение разведывательной информации

Teledyne Ryan Aeronautical заключила контракт на разработку на базе БПЛА MALD малогабаритного и дешевого перехватчика крылатых ракет MALI.

ВВС США провели испытания модифицированной ракеты-обманки ADM-160 MALD-X (или MALD-J). Доработанная ракета получила системы наблюдения и передачи данных, благодаря которым она может вести разведку территории противника.

Ракета MALD была разработана по заказу ВВС и ВМС США в середине 1990-х годов. Она представляет собой реактивный снаряд длиной 2,8 метра с размахом полностью разложенного крыла 1,7 метра. Масса MALD составляет 115 килограммов. Она может развивать скорость до 0,9 числа Маха, а дальность ее полета составляет около 900 километров.

На борту ракеты установлены несколько излучателей, работающих одновременно на нескольких частотах. Благодаря изменению мощности и количества задействованных излучателей ракета может «обманывать» радиолокационные радары противника, которые будут «видеть» вместо небольшого снаряда какой-либо крупный объект.

В целом ракета-обманка может имитировать различные типы воздушных целей от небольшого легкого истребителя до крупного транспортного самолета. MALD может быть использована как для «обмана» наземных радиолокационных станций, так и в качестве ложной цели для ракет с радиолокационными головками самонаведения.

Модифицированные ракеты MALD-X могут использоваться не только для отвлечения внимания противника, а и попутного проведения разведки.

P.S. В середине 2023 года БПЛА ADM-160 MALD были интегрированы с украинскими истребителями МиГ-29 и активно применяются для подавления и «обескровливания» систем ПВО российских захватчиков.

ЛТХ:

Размах крыла, м   0.65
Длина, м   2.31
Площадь крыла, м2   1.30
Масса, кг  
  пустого   36.5
  взлетная   45.8
Тип двигателя   1 ТРД TJ-50
Тяга, кгс   1 х 22.75
Максимальная скорость, км/ч   900
Дальность полета, км   более 450
Продолжительность полета, мин   20

Источники:

Роман Карнышев. Авиабаза =KRoN=. БПЛА ADM-160A MALD

Eagle.ru. ADM-160 MALD

NPlus1.ru. Ракету-обманку научили вести разведку

Directory of U.S. Military Rockets and Missiles. Northrop Grumman (Teledyne Ryan) ADM-160 MALD

Jane’s Unmanned Aerial Vehicles and Targets

https://www.airwar.ru/

 

 

от admin