15+

Основой бронетанковых соединений Украинской армии являются танки Т-64БВ, произведённые в СССР. Эти машины имеют автоматическую систему управления огнём, неплохое бронирование(в сравнении с аналогичными советскими машинами) и навесную динамическую защиту. О том, из чего состоит их броня и на что она способна, мы и поговорим в данной статье.

 

 

Первый «комбинированный»

Ни для кого не секрет, что Советский Союз стал первой в мире страной, применившей в серийном производстве танков комбинированное бронирование, состоящее из металлических и неметаллических элементов. Переход к такой схеме был обусловлен быстрым ростом пробивной способности бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов и в особенности широким распространением 105-мм нарезной пушки L7 в странах НАТО.

Первым танком, получившим комбинированную броню, стал харьковский Т-64, который долгое время считался воплощением передовой конструкторской мысли и по защищенности и огневой мощи действительно превосходил своих «одноклассников» с Запада. Однако, будучи первенцем нового поколения советских боевых машин, этот танк по параметрам бронирования относительно быстро потерял актуальность.

Уже к середине 80-х годов Т-64, неоднократно модернизируясь, по защите начал уступать Т-72 и Т-80. И действительно, практически неизменная на всех модификациях башня с керамическим наполнителем и стеклотекстолитовая схема брони корпуса уже достигли своего предела и не могли обеспечить адекватную стойкость к противотанковым средствам, особенно кумулятивным. Тем не менее в 1985 году на вооружение был принят Т-64БВ, который стал последним доводом всей серии «шестьдесятчетвёрок» и ещё мог конкурировать с современными ему танками.

Из открытых источников известно, что после распада СССР Украине досталось примерно 2 300 танков Т-64, из которых Т-64БВ было 528 единиц. И это не считая вновь произведённых в постсоветское время. На сегодняшний день эти машины считаются одними из наиболее боеспособных в Украинской армии.

Состав брони башни

Ещё с самого начала серийного производства, стартовавшего в 1964 году, с башнями Т-64 возникли некоторые споры. По первоначальным задумкам они вообще не должны были содержать никакие неметаллические элементы, поэтому машины первых выпусков получили башню, в «скулах» которой содержались вставки из стали высокой твёрдости. Однако, из-за проблем с живучестью при обстреле, технологических нюансов и повышенной массы, впоследствии от них отказались.

Вторым более распространённым вариантом стала башня со вставками из пластичного алюминиевого сплава. При общей толщине, достигавшей 600 мм, она обеспечивала защиту в стальном эквиваленте на уровне 400 мм от подкалиберных и 450 мм от кумулятивных снарядов. Ею оснащались танки Т-64 и Т-64А вплоть до 1974 года.

 

Окончательный вид башня «шестьдесятчетвёрок» приобрела на поздних сериях Т-64А и оставалась практически неизменной, за исключением некоторых доработок, на всех последующих модификациях – Т-64Б и Т-64БВ.

Главными её отличиями от предыдущих моделей стали уменьшенная толщина лобовой части до 450 мм и вставки из керамики на основе оксида алюминия, известного так же как корунд. Для производства брони алюминиевая керамика спекалась в шарообразных формах относительно небольшого диаметра. Затем эти корундовые шары, обмотанные толстой металлической проволокой, укладывались в специальные ниши в «скулах» башни и заливались броневой сталью.

 

 

 

Принцип действия башенной брони

Основным достоинством керамики, как защитного элемента, была повышенная противокумулятивная стойкость, причём её высочайшая твёрдость отходила на второй план, уступая её «энергетическим» свойствам. Дело в том, что в момент удара кумулятивной струи о корундовый шар (блок) керамика начинает активно крошиться и сжиматься от ударной волны. Как только кумулятивная струя продвигается чуть дальше, давление позади неё спадает и керамический песок, высвобождая энергию сжатия, обрушивается в канал пробоины и заваливает струю, разрывая её на части. Таким образом её пробивная способность значительно снижается.

 

 

 

На практике «корундовая» башня Т-64БВ даёт стойкость от кумулятивных снарядов в районе 450 мм. Может показаться, что этого мало, но, учитывая, что описанная выше башня с алюминиевыми вставками обеспечивала ту же стойкость и при этом была толще на 150 мм, выгода в массе очевидна.

Что же касается оперённых подкалиберных снарядов, то керамика Т-64 против них особо не работает, хотя и даёт некоторый вклад за счёт своей твёрдости. Основу защиты от этих противотанковых средств составляет стальной массив башни, поэтому эквивалент от них примерно схож с таковым от «кумулятивов» и составляет 450 мм.

Однако, помимо пассивной брони, башня Т-64БВ оснащена блоками навесной динамической защиты «Контакт-1». Она эффективна только против моноблочных кумулятивных средств и, по открытым данным НИИ Стали, даёт эквивалент 300–350 мм против гранат и ракет, а также около 200–250 мм – против кумулятивных артиллерийских снарядов.

В итоге мы имеем следующее: по башне танк Т-64БВ, в зависимости от угла обстрела и типа снаряда, обеспечивает защиту от кумулятивных средств эквивалентом 650–800 мм и в среднем 450 мм от подкалиберных снарядов(на танках Т-64БВ образца 2017; 2021; 2022 года устанавливается ДЗ «Нож» снижающая бронепробитие подкалиберных снарядов примерно на 50%, а кумулятивных на 70-80% прим. редакции).

Состав брони корпуса

С бронированием лобовой части корпуса, в отличие от башен, у «шестьдесятчетвёрки» всё было несколько стабильнее. Начиная с «допотопных» Т-64, выпускавшихся с 1964 года и вооружавшихся 115-мм гладкоствольной пушкой, применялась довольно простая схема бронирования верхней лобовой детали корпуса, состоящая из внешнего 80-мм стального листа, двух листов броневого стеклотекстолита общей толщиной 105 мм посередине и тыльного 20-мм стального листа.

 

Этот «слоёный пирог» давал защиту, которая была эквивалентна 333 мм против бронебойных подкалиберных снарядов и около 450 мм от кумулятивных средств поражения. Её вполне хватало, чтобы обеспечить приемлемую стойкость к снарядам 105-мм пушке L7 НАТО. Однако к началу 80-х годов подобный уровень бронирования уже считался минимальным и не соответствующим современным реалиям.

На танках Т-64БВ и самых поздних сериях Т-64Б была применена новая схема защиты. На сей раз – пятислойная. В её составе были: 60-мм стальной внешний лист + 35-мм лист стеклотекстолита + 30-мм стальной лист + 35-мм лист стеклотекстолита + 45-мм стальной тыльный лист.

 

 

Принцип действия брони корпуса

Принцип действия этой пятислойной преграды основан как на разности плотности и твёрдости материалов (сталь плотнее и твёрже, чем текстолит), так и на некоторых специфических свойствах стеклотекстолита.

 

Кумулятивная струя, пробив внешний стальной лист, попадает в менее плотную среду текстолита, где начинает сильнее растягиваться и разрываться. Затем на её пути встречается очередной стальной лист и стоящий за ним текстолитовый слой, где ситуация повторяется. Обрывки струи на конечном участке пробития разбиваются о тыльный стальной бронелист.

Кроме того, вторичным фактором воздействия стеклотекстолита является его склонность к образованию мелких и крупных обломков, которые заваливают канал пробоины и разрывают кумулятивную струю.

 

На подкалиберные снаряды пятислойная броня реагирует по-разному, в зависимости от их типа. Так, снаряды с длинными сердечниками на основе пластичных тяжёлых урановых и вольфрамовых сплавов преодолевают её относительно легко. А вот ударники покороче(основные «современные» российские снаряды), в особенности из твёрдых вольфрамовых сплавов, «страдают» наиболее сильно.

Механизм работы лобовой брони корпуса Т-64БВ против подкалиберных снарядов основан на двух принципах: угле наклона и разности твёрдости и плотности.

В момент удара о наружный стальной лист твёрдый сердечник снаряда получает начальные повреждения, поскольку скорость распространения трещин в вольфрамовых сплавах более 2 км/сек, что превышает начальную скорость снаряда. Далее сердечник, внедрившись в стальной слой, начинает испытывать денормализацию – задирание его носовой части вверх в сторону параллели с бронёй.

Со слегка искривлённой траекторией и распространяющимися в нём трещинами, сердечник попадает в менее плотный текстолитовый слой, где искривление несколько усиливается. Там же, в текстолите, проявляются и начальные разрушения сердечника. Дело в том, что от разлёта на куски сердечник в стальном слое удерживают стенки пробоины. В менее плотном текстолите давление на него снижается, и он начинает крошиться.

 

Далее следует второй, менее толстый стальной слой, где поломанный сердечник получает дополнительные повреждения. После его преодоления разрушенный сердечник проникает в очередной лист текстолита и в конечном счёте задерживается тыльным стальным листом.

В итоге стойкость верхней лобовой детали корпуса можно в среднем определить как 500 мм (плюс-минус 20–30 мм) от кумулятивных и подкалиберных снарядов.

С учётом того, что корпус, как и башня, оснащён навесной динамической защитой «Контакт-1», окончательный эквивалент будет такой: около 500 мм от подкалиберных снарядов и 700–850 мм от кумулятивных противотанковых средств(с использованием ДЗ «Нож» стойкость брони будет значительно выше, примерно-750 и 1200 мм соответственно).

Заключение

В первую очередь необходимо ответить на вопрос, который, возможно, волнует многих читателей: почему рассмотрена только лобовая броня танка? Всё достаточно просто. Дело в том, что любой современный или уже порядком устаревший основной боевой танк защищён далеко не одинаково в разных проекциях. Согласно законам дифференцированного бронирования, наибольшая защита должна обеспечиваться именно в лобовых частях. Там у Т-64 и расположен основной массив брони. А борта, корма или крыша – второстепенные места, которые при прямом выстреле(под прямым углом) не выдерживают попадание ни одного противотанкового средства (разве что по счастливой случайности).

Автор: Эдуард Перов

Вся информация взята исключительно из открытых источников.

15+

от admin