3+

Летом 1922 года на летном поле в Нью-Йорке над изумленной толпой пролетел биплан. Им управляла Бесси Колман – чернокожая девушка, в которой текла еще и кровь индейцев чокто. Она с огромным мастерством выполняла фигуры высшего пилотажа: восьмерки и бочки.

KOLMAN_Bessi1.jpg
Бесси Колман стала первой чернокожей летчицей в истории. В ее правах было указано, что она пилотирует «самолеты многих типов». Ее имя постоянно появлялось в американских и европейских газетах.

BESSIE-photo107.jpg
Для 1920-х годов поведение и свершения Бесси были из ряда вон выходящими. Цветные и женщины и мужчины тогда считались людьми, которые по определению не могут управлять самолетами. Более того, они даже не должны пробовать летать. Но это не остановило Бесси, а лишь придало азарта.

Бесси Колман родилась в Атланте, штат Техас. Маленькой Бесси ежедневно приходилось проходить огромные расстояния, чтобы добраться до школы. Девочка успевала в математике. Ее мать была умной женщиной, и учила дочь, что цвет кожи не важен, она настойчиво повторяла, что можно добиться многого даже будучи чернокожей.

bessie-college-CO0261.jpg
Девочка подрабатывала прачкой, а заработанные деньги, по наставлению матери, откладывала на будущее обучение. Повзрослев, Бесси посещала университет Лэнгстона, пока у нее не закончились деньги. Несмотря на такую неудачу, она продолжила работать, а в 1915 году переехала в Чикаго к своим братьям.

Точно неизвестно, когда Бесси решила связать свою жизнь с небом. Один из ее братьев участвовал в Первой мировой войне, он рассказывал Бесси захватывающие истории о французских летчиках. Бесси пыталась поступить в летную школу в США, но никто не хотел брать в ученицы чернокожую девушку.

secondary_clip_image011_0000.jpg
Тогда целью Бесси стала Франция. Она накопила денег и выучила французский язык. С переездом ей помог Роберт Эббот, чернокожий владелец газеты «Chicago Defender». В 1921 году Бесси Колман получила летные права в Международной авиационной федерации.К слову, знаменитая Амелия Эрхарт получит свои летные права лишь через два года.

Однако в США Бесси ожидали трудности. Подразделения частной авиации отказывались принимать ее на работу. Появилось новое направление в полетах, развлекательное, где от летчика требовалось выполнение различных пилотажных фигур. И вновь никто не хотел браться за обучение чернокожей девушки. Бесси пришлось вернуться в Европу. В 1922 году, после прохождения ускоренного обучения во Франции и в Германии, Бесси начала свою карьеру летчика-каскадера. Теперь она давала выступления, где с легкостью выполняла фигуры высшего пилотажа: бочки, штопоры, петли и пике.

9A01548h.jpg
Естественно, пресса ее критиковала, однако она однозначно стала сенсацией как в белом, так и в чернокожем сообществе. Ее дерзость, мастерство и абсолютное бесстрашие переполошили умы людей. Колман сама была прекрасным менеджером, она умела преподнести себя. Но слава – это далеко не все, чего она хотела. В интервью для газеты «Chicago Defender» Бесси сказала, что чувствует своим долгом вдохновить афроамериканцев на полеты.

«Я захотела попробовать. И я попробовала и у меня все получилось. Но я никогда не буду удовлетворена на все сто процентов, пока среди летчиков не появится чернокожий мужчина. Пока вы не начнете летать, вы не узнаете, что такое настоящая жизнь». Затем она добавила с очаровательной улыбкой на лице, что первая школа во Франции отказалась принимать ее в ученицы в связи со множеством женским смертей во время обучения.

ColemanBessie.gif
За следующие пять лет жизни Бесси Колман стала «Королевой Бесси». Она летала на различных самолетах, оставшихся после Первой мировой. Но даже звания королевы ей было недостаточно. Всю свою жизнь она хотела превратить в пример для подражания для других цветных людей. Она ездила по Америке, начав с Хьстона, штат Техас, и своего родного городка Ваксахачи, и читала лекции о пилотировании в церквях, театрах и школах.

Вечными спутниками Колман были неприятные расистские ситуации. И везде она боролась с проявлениями расизма изо всех сил. На ее лекцию в Ваксахачи для чернокожих был организован отдельный от белых вход. Это очень возмутило Бесси, она тут же выразила свое недовольство организаторам, заявив, что все имеют право пользоваться главным входом.

Бесси Колман.jpg
В начале 20-го века знаменитым женщинам часто предлагалось сниматься в автобиографических фильмах , чтобы привлечь еще больше внимания. Бесси тоже предложили снять фильм о ней. Однако по сценарию образ Бесси состоял из стереотипов и клишированных представлений об афроамериканцах. После прочтения сценария Бесси отказалась от съемок.

Смерть Бесси была внезапной и трагичной. В 1926 году она отправилась в разведывательный полет на поиски места для прыжков с парашютом. За штурвалом был механик, порывом ветра самолет сильно качнуло ,механик не справился с управлением и самолет перевернулся на крыло. Колман сидела не пристёгнутая, чтобы было проще осматривать территорию. Она разбилась, упав с высоты почти в километр.

Бесси Колман1.jpg
Около 10 тысяч человек посетили ее могилу в год гибели. Чернокожие летчики из Чикаго учредили традицию ежегодного пролета над ее могилой. Вдохновленный ее жизнью Уильям Пауэлл организовал аэроклуб имени Бесси Колман и устроил первое воздушное шоу, где всеми участниками были чернокожие летчики. В 1977 году несколько афроамериканских женщин создали авиаклуб имени Бесси Колман.

Bessie-Coleman-Street-photo.jpg
Жизнь Бесси была сложной и полной препятствий. Со всех сторон ее отговаривали от покорения неба, сама американская культура была против, ее раса и пол предостерегали от полетов. Но Бесси Колман использовала каждую возможность. И вот, спустя почти сто лет, ее жизнь выглядит как высказывание, которое по-прежнему актуально: «Девушки, никогда не сдавайтесь».

По материалам atlasobscura.com

Подготовила Александра Шерстнева
3+

от admin