3+
Интересную концепцию воплотили в самолете Ball-Bartoe конструкторы Jetwing Ball Brothers Research Corporation под руководством Отто Барто (Otto E. “Pete” Bartoe) с помощью специалистов University of Colorado. С 1973 по 1977 год они разрабатывали и строили самолет с распределенной тягой, который потом испытывали совместно с исследователями из University of Tennessee Space Institute. Сама по себе идея «дуть поверх крыла» имеет право на существование, крыло с принудительным обдувом должно было резко улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета. Вопрос был в том, как реализовать ее в реактивном самолете.

Ну, в целом, разработчиками был достигнут «частичный успех»: 11 июля 1977 года Ball-Bartoe Jetwing совершил первый полет. Концепция оказалась работоспособной в целом, но были нюансы. Какие? Разумеется, проблема была в потерях — проходя через изогнутые каналы переменного сечения выхлоп двигателя Pratt & Whitney JT15D-1 терял большую часть мощности. Ну, и сопротивление такого хитрого крыла тоже было больше, чем у традиционного.
Так что с т.з. укороченного взлета получилось не очень — дистанция разбега, безусловно, уменьшилась, но только по сравнению с самолетом, располагающей той же результирующей тягой. С таким же двигателем, но без изысков с выхлопом взлетная скорость (гораздо большая, да) достигалась бы при сравнимом по длине разбеге. Собственно, это проблема всех экспериментов с распределением тяги реактивного двигателя через фигурные каналы: все получаемые плюшки не стоят потерь. Хотя, надо отметить, что скорость сваливания была всего 64,8 км/ч, а это очень достойный результат.
ЛТХ:
Размах крыла, м   6.63
Длина, м   8.84
Высота, м   1.85
Площадь крыла, м2   9.80
Масса, кг  
  пустого самолета   1134
  нормальная взлетная   1513
Тип двигателя   1 ТРД Pratt & Whitney Canada JT15D-1
Тяга, кН   1 х 9.80
Максимальная скорость , км/ч   644
Практическая дальность, км   222
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1
Источники:
https://strangernn.livejournal.com
http://airwar.ru/
de Agostini. Мировая Авиация. Ball-Bartoe JW-1 Jetwing
Aerofiles.com. Ball-Bartoe
Летное поле. Wings Over the Rockies Air and Space Museum
3+

от admin