2+

Для защиты самолетов-штурмовиков в воздухе от нападения истребителей противника со стороны нижней части задней полусферы в ГСКБ-47 под руководством А.Ф.Турахина разработали довольно необычный боеприпас авиационную гранату АГ-2. Она представляла собой сферический металлический корпус, отлитый из сталистого чугуна и снаряженный 80 граммами взрывчатой смеси К-2, оснащенный тормозным парашютом и взрывным устройством. В транспортном положении парашют был уложен в специальной цилиндрической коробке, жестко закрепленной на соединительной втулке взрывателя (трубке ударного механизма). Легкая жестяная крышка парашютной коробки, скрепленная с кольцом полюсного отверстия купола парашюта, принудительно открывалась при сбрасывании боеприпаса, чем гарантировала раскрытие парашюта.

В высверленном глухом отверстии боевого заряда устанавливали картонную гильзу, изолирующую взрыватель от ВВ. За основу взрывателя конструкторы взяли армейский запал УЗРГ, применяемый для ручных гранат, и доработали его согласно специфическим требованиям по применению гранат авиационных. К примеру, достаточного в пехоте времени замедления после выдергивания кольца в авиации оказалось слишком много, и его пришлось сократить до 3,2-4 с. Помимо того, предохранительная планка гранатного запала в авиационном боеприпасе была излишней и ее упразднили.

После сбрасывания с самолета из специальных стационарных кассет держателей авиационных гранат ДАГ-5 или ДАГ-10 (емкостью на 5 и 10 гранат соответственно) по сигналам управления из кабины стрелка, крышка парашютной коробки в результате аэродинамического удара выдергивала так же и боевую чеку запала. В это время гранаты под действием парашютов быстро отставали от носителя на расстояние, вполне достаточное для приведения в действие дистанционного взрывателя. Взрываясь, корпуса боеприпасов дробились на 100-130 осколков, образуя зону сплошного поражения радиусом 8-10 м. Отдельные осколки корпуса боеприпаса разлетались на дальность до 40-50 м.

В ходе боевых действий пилоты бомбардировщиков и штурмовиков отработали несколько специфических приемов этого вида оружия. С самолетов Пе-2, Ил-2 и Ил-10 авиационные гранаты применяли сериями по 2-3 штуки как в горизонтальном полете, так и при пикировании под углами до 30 градусов. При скорости носителя 270 км/ч в горизонтальном полете АГ-2 отставали по высоте на 40-55 м и по дальности на 220-280 м. Кроме того, для защиты верхней части задней полусферы боеприпасы сбрасывали при пикировании носителя, что гарантировало их разрывы на дальности 280-320 м позади самолета, но с превышением в 50-100 м. Для применения гранат требовалось подпустить истребитель противника на 400-500 м. Однако использовать АГ-2 требовалось весьма осторожно и грамотно, чтобы не причинить урон своим самолетам в строю. К примеру, при атаке противником группы самолетов гранаты разрешалось применять только экипажу замыкающей машины и с учетом положения соседей в строю.

ТТХ:

Высота гранаты в сборе, мм 123
Диаметр корпуса, мм 82
Вес гранаты без парашюта кг-2
Диаметр резьбы взрывателя, мм 35

Источник: http://www.airwar.ru/

2+

от admin