86 лет назад, 6 мая 1935 года впервые поднялся в воздух прототип истребителя Curtiss Model 75 Hawk («Ястреб») — первого американского истребителя «нового поколения», с убирающимся шасси и закрытой кабиной, а также — первого самолета своего класса, преодолевшего скоростной рубеж в 500 км/ч. Впоследствии он стал одним из самых распространенных и многовариантных боевых самолетов начального периода Второй мировой войны.
Всего было выпущено 1300 «Хоков» в 30 модификациях (включая экспериментальные), но только 215 из них поступили на вооружение ВВС США, а остальные были распроданы на экспорт в Аргентину, Бразилию, Перу, Китай, Великобританию, Нидерланды, Норвегию, Францию, Индию, Иран, Португалию и Таиланд. Последние из них прослужили в Аргентине до 1955 года, когда в северном полушарии уже наступила эпоха сверхзвуковой реактивной авиации.
ЛТХ:
Модификация
Hawk 75A-4
Размах крыла, м
11.39
Длина, м
8.77
Высота, м
3.72
Площадь крыла, м2
21.92
Масса, кг
пустого самолета
2060
нормальная взлетная
2610
Тип двигателя
1 ПД Wright R-1820-G205A
Мощность, л.с.
1 х 1200
Максимальная скорость , км/ч
520
Крейсерская скорость , км/ч
464
Практическая дальность, км
1465
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
10000
Экипаж
1
Вооружение:
два установленных в крыльях 7,62- мм пулемета Browning
1.Предшественник Model 75 — не пошедший в серийное производство истребитель Curtiss ХР-31.
2.Опытный экземпляр Сurtiss Model 75 без вооружения. Пулеметные порты на капоте закрыты обтекателями, посадочные щитки выпущены.
3.
4.Сurtiss 75А, принятый на вооружение в США под армейским обозначением Р-36. Данная машина принадлежала эскадриье «Лафайетт».
6.Curtiss 75A-4 c однорядным девятицилиндровым двигателем Wright-1820, состоявший на вооружении британских ВВС под обозначением Mohawk IV.
7.Экспортный Curtiss 75A-1 с двухрядным 14-цилиндровым мотором Wright-1830 в окраске французских ВВС.
8.
9.
10.Curtiss 75А-1 с шестипулеметным вооружением финских ВВС. 44 такие машин были захвачены немцами во Франции в 1940 году и переданы Финляндии. Финские летчики, воевавшие на «Хоках», которых они называли «Суссу» («милочка» или «милашка»), претендовали на 190 воздушных побед при потере всего 15 самолетов.
11.Упрощенная и удешевленная экспортная версия Curtiss-75O с неубирающимся шасси, предназначенная для Аргентины. Под крылом видны характерные для этой модификации ракетно-бомбовые подвески, поскольку самолет рассматривался как истребитель-бомбардировщик и легкий штурмовик.
12.Еще один «Кертисс для бедных» — модификация Curtiss 75Q для Китая, вооруженная всего двумя пулеметами, правда, один из них — крупнокалиберный.
13.Иранская модификация Curtiss 75A-9, аналогичная английской А-4, но без радиостанции и синхронных пулеметов над двигателем.
14
15.Компоновочная схема Р-36. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с фюзеляжем типа полумонокок и гладкой обшивкой, приклепанной к каркасу заклепками с потайными головками. Стандартное вооружение составляли четыре пулемета винтовочного калибра: два — над двигателем и два — в крыле, хотя встречались и другие варианты.