1+

80 лет назад, 25 февраля 1941 года, впервые поднялся в воздух Мессершмитт Ме-321 «Гигант» — крупнейший в мире транспортно-десантный планер, способный перевозить 20 тонн груза или 120 десантников с полным вооружением. Габариты грузового отсека позволяли разместить в нем средний танк, два грузовика или 88-миллиметровую пушку с тягачом и боекомплектом. Размах крыла «Гиганта» составлял 55 м, длина фюзеляжа — 28,5 м, масса конструкции — 11 тонн, экипаж — 3 человека: двое пилотов и бортрадист.

Планер разрабатывался с 1940 года для обеспечения запланированной на следующую весну десантной операции на Британских островах. Однако к моменту его готовности операцию перенесли на неопределенный срок, а Германия уже во-всю готовилась к нападению на СССР. Роль «Гиганта» в предстоящей «Барбароссе» была неясной, тем не менее, военное командование «на всякий случай» заказало 200 экземпляров машины.

Специально для «Гигантов» был спроектирован и построен в 12 экземплярах тяжелый буксировщик Хейнкель Не-111Z «Цвиллинг», представлявший собой два двухмоторных бомбардировщика Не-111, «сросшихся» крыльями, причем в месте стыка устанавливался дополнительный пятый мотор.

Только этот монстр и четырехмоторный «Юнкерс-90» могли в одиночку оторвать от земли полностью загруженный Ме-321, но даже с ними длина разбега была огромной, а чтобы ее сократить планер оснащали восемью стартовыми ракетными двигателями, которые сбрасывались после взлета и спускались на парашютах. Также сбрасывались колеса шасси, а посадка производилась на лыжи.

В первый год войны с Советским Союзом «Гиганты» применялись только для грузовых перевозок, доставляя к фронту горючее — по 20 тонн бензина в бочках за один рейс. Потом немцы начали прикидывать, где бы можно было с наибольшей пользой применить эти машины в боевой обстановке. В частности, прорабатывалась возможность высадки десанта под Астраханью и даже в районе Баку. Также предполагалось задействовать их в десантной операции на Мальте. Но от всех этих замыслов пришлось отказаться из-за неблагоприятной фронтовой обстановки.

Только в начале 1943 года «Гиганты» с запозданием решили задействовать в снабжении окруженной Сталинградской группировки Паулюса. Но когда планеры и их буксировщики прилетели на прифронтовые аэродромы Макеевка и Сталино, было уже поздно: внутри «котла» не осталось посадочных площадок, пригодных для приземления огромных машин.

«Гигантов» перебросили в Крым, откуда они начали снабжать по воздуху Кубанскую группировку Вермахта, державшую оборону на Таманском полуострове. Планеры возили самые разные грузы — от горючего и боеприпасов до фуража для лошадей. Обратными рейсами вывозили раненых и больных — по 100 человек за рейс.

Летом 1943 года все Ме-321 отозвали в Германию и отправили на базы хранения, поскольку им на смену пришли новые транспортники — Ме-323. Это был тот же «Гигант», но только оснащенный шестью поршневыми моторами, а потому способный летать без буксировщика. Ме-323 представлял собой гораздо более совершенную машину, но это уже другая история.

ЛТХ:
Модификация   Me.321b-1
Размах крыла, м   55.00
Длина, м   28.15
Высота, м   10.10
Площадь крыла, м2   300.00
Масса, кг  
  пустого   12200
  нормальная взлетная   34400
  максимальная взлетная   39500
Максимальная скорость, км/ч  
  планирования   140
  буксировки   220
Экипаж, чел   6
Полезная нагрузка:   20000 кг груза или 120десантников
Вооружение:   два 7,9-мм пулемета MG-15 в верхней части створок люка и несколько 7,9 мм MG-34 в боковых окнах
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com/
http://www.airwar.ru/
1+

от admin