Среди вертолетов, разработанных на фирме «Agusta» в середине 1960-х годов, была семиместная однодвигательная гражданская машина под обозначением А 109. Позже она была доработана до А 109С Hirundo, которая описывается отдельно. Разработка одноместной военной модификации А 109 началась в июле 1965 года и привела к созданию Agusta А 106. Он представлял собой небольшой противолодочный вертолет с отличными летными данными. А 106 имел складывающийся двухлопастной несущий винт с шарнирной подвеской лопастей и обычный хвостовой винт, сделанные из алюминиевого сплава. На полозья шасси можно было установить поплавки для действий с воды, имевшие убираемые колеса для перемещения по земле или по корабельной палубе.
Вертолет оснащался турбовальным двигателем Turbomeca-Agusta ТАА.230 со взлетной мощностью 300 л. с. (224 кВ) и 240 л. с. (194 кВ) при длительном полете.
Пилот располагался в закрытой кабине, приспособленной для операций в условиях плохой видимости и оснащенной различным оборудованием. Его работу облегчала автоматическая трехосевая стабилизирующая система фирмы «Ferranti», обеспечивающая устойчивость на боевом курсе и гасящая аэродинамические возмущения. Целевое оснащение включало в себя активный акустический эхолот Julie, а вооружение — две торпеды Мк44, подвешенные под фюзеляжем. Альтернативное использование в качестве санитарно-эвакуационной машины предполагало установку снаружи кабины двух носилок, а в качестве легкого транспортника — подвеску подфюзеляжного крюка для перевозки груза. Объем топлива мог быть увеличен при помощи внешних дополнительных баков с 200 до 600 литров.
Прототип А 106 совершил свой первый полет в ноябре 1965 года, после чего он подвергся дальнейшим доработкам. Итальянские ВМС не торопились с размещением заказов. Небольшая серия поступила в опытную эксплуатацию лишь в 1 972 году. Пять А 106 действовали в авиации итальянского флота (Marinavia) с эсминцев типа «Impavido» в качестве противолодочных в дополнение к крупным противолодочным вертолетам ВМС, таким как SH-3D, АВ 204AS и AB 212ASW. В 1970 году А 106 предлагался также для армейской авиации, при этом торпеды могли быть заменены пулеметами, ракетами или бомбовыми кассетами.
Но отсутствие заказов привело к закрытию программы А 106 в 1973 году.
ЛТХ:
Модификация A.106
Диаметр главного винта, м 9.50
Длина,м 9.50
Высота ,м 2.50
Масса, кг
пустого 590
максимальная взлетная 1400
Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca-Agusta TAA 230
Мощность, кВт 1 х 224 (194)
Максимальная скорость, км/ч 176
Крейсерская скорость, км/ч 167
Практическая дальность, км 740
Скороподъемность, м/мин 372
Практический потолок, м 5500
Статический потолок, м 3000
Экипаж, чел 1
Вооружение: возможна установка двух 7.62-мм пулеметов
2 торпеды Mk .44, или 10 глубинных бомб, или
10х 80-мм НУР.
Источники:
http://www.airwar.ru/
de Agostini. Мировая Авиация. Agusta A 106
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Agusta A-106
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters
K.Munson. Helicopters And Other Rotorcraft Since 1907






