2+
Сложно сказать почему, но существуют даты, которые по неизвестной причине, как будто, притягивают к себе несчастья. В авиации такой датой можно считать 26 сентября, поскольку на этот день приходится наивысшая концентрация авиакатастроф за последние десятилетия.
Все началось 26 сентября 1960 года, когда под Шереметьево разбился новенький, прослуживший лишь несколько месяцев Vickers Viscount авиакомпании «Австрийские авиалинии». Самолет летел в Москву из Варшавы и не дотянул всего несколько километров до полосы. В условиях нулевой видимости летчики слишком рано опустились ниже критического минимума, лайнер врезался в деревья, а потом — в землю и рассыпался. Из 37 человек на борту выжили шестеро — пять пассажиров и стюардесса.
Расследование показало, что один из двух барометрических высотомеров до катастрофы работал правильно, а другой «врал» почти на 200 метров, поскольку был отрегулирован не на уровень аэродрома посадки, а на уровень мирового океана. Странно, что пилоты не заметили разночтений в показаниях приборов и отслеживали высоту только по одному из них, который давал неверную информацию.

 

В тот же день в Бресте из-за отказа одного из двигателей и ошибочных действий пилотов в аварийной ситуации потерпел катастрофу Ил-14, совершавший рейс из Москвы. Самолет на пробеге скатился с полосы, снес радиобудку и упал в пожарный водоем. Из 27 человек, находившихся на борту, шестеро получили травмы, один из них (бортмеханик) позже скончался.

26 сентября 1962 года под Барнаулом во время тренировочного полета разбиться истребитель Су-9. Летчик успел катапультироваться.

26 сентября 1969 года Douglas DС-6 авиакомпании Bolivian Aero Lloyd, летевший из города Санта-Крус в столицу Боливии Ла Пас, по невыясненной причине врезался в гору Чокетанга невдалеке от шахтерского поселка Вилоко. Сигналов бедствия экипаж не подавал и ни о каких неполадках не сообщал. Высота горы — гораздо меньше того эшелона, на котором должен был следовать лайнер, а вопрос о том, почему летчики решили снизиться, не сообщив об этом диспетчеру, остается открытым.

В катастрофе погибли все 69 пассажиров и пятеро членов экипажа, находившихся на борту воздушного судна, в том числе популярная в Боливии футбольная команда «Стронгест». Инцидент, получивший название «трагедия у Вилоко», до сих пор остается крупнейшей и одной из наиболее загадочных авиакатастроф, произошедших в этой латиноамериканской стране.

26 сентября 1971 года в испытательном полете из-за пожара двигателя потерпел катастрофу истребитель МиГ-23. Погиб летчик-испытатель В.Т.Шкурат, который пытался спасти машину и совершить посадку, несмотря на приказ катапультироваться.

26 сентября 1976 года 23-летний пилот Ан-2 из Новосибирска Владимир Серков, решив покончить с собой, а заодно — отомстить бросившей его жене, сыграл в «камикадзе». В 8 часов утра он таранил на своем самолете пятиэтажку, стараясь попасть в квартиру, где проживала с родителями его бывшая супруга. Ее в тот момент дома не оказалось, однако свихнувшийся ревнивец угробил не только себя, но и еще четверых жителей дома, включая трех малолетних детей.

В тот же день в аэропорту города Хот Спрингс штата Вирджиния при заходе на посадку по приборам в сложных метеоусловиях разбился и сгорел частный бизнес-джет Grumman Gulfstream-II, принадлежавший известной фирме «Джонсон и Джонсон». Все 11 человек, летевших на нем (трое членов экипажа и восемь высокопоставленных сотрудников фирмы), погибли.

26 сентября 1992 года неподалеку от Лагоса из-за ошибки пилотирования разбился при заходе на посадку военно-транспортный С-130 нигерийских ВВС. На его борту находилось 159 офицеров и курсантов военной академии, возвращавшихся со спортивных соревнований. Никто не выжил. Это самая крупная по числу жертв авиакатастрофа в истории страны.

26 сентября 1993 года упал в Финский залив Ан-24 авиакомпании «Полет». Погибли все 10 человек (три члена экипажа и семь пассажиров), находившиеся на его борту. Самолет вскоре был найден и обследован, однако причина катастрофы так и осталась загадкой. Следствие установило лишь то, что вплоть до столкновения с водой двигатели и все остальные системы работали в штатном режиме.

26 сентября 1994 года в районе Ванавары (Эвенкийский автономный округ) разбился Як-40 местной авиакомпании «Черемшанка», выполнявший рейс из Красноярска в Туру. На подлете к Туре выяснилось, что из-за густого тумана посадка там невозможна. Экипаж принял решение лететь на запасной аэродром Ванвавра, однако до него самолету не хватило горючего.

Летчики попытались совершить вынужденную посадку в поле у реки Чамба, но Як-40 с остановившимися движками до поля не дотянул, рухнул в реку и перевернулся, при этом отломившаяся носовая часть фюзеляжа ушла под воду, а хвостовую по инерции выбросило на берег. Все 28 человек находившиеся на борту погибли.

Непонятно, почему в качестве запасного аэродрома экипаж выбрал Ванавару, а не Байкит, который находится на 100 км ближе к Туре и до него топлива хватало с избытком.
26 сентября 1997 года у индонезийского города Медан произошла одна из крупнейших катастроф в истории авиации. Аэробус А-300В4-220 национальной авиакомпании «Гаруда Индонезия», снижаясь перед посадкой, врезался в гору на высоте 1000 метров. Погибли 220 пассажиров и 12 членов экипажа, выживших не было. Это произошло из-за ошибки диспетчера, указавшего пилотам неверный курс.
За последующие 10 лет серьезных авиационных инцидентов в этот день не отмечалось, но затем «проклятье 26 сентября» вновь дало себя знать. 26 сентября 2007 года в столице Уганды Энтеббе разбился на взлете двухдвигательный мини-лайнер Cessna F406 Caravan II. Вероятная причина — потеря управления и сваливание в штопор из-за потери скорости в наборе высоты. На борту был только экипаж из двух человек, оба они погибли.

26 сентября 2009 года в штате Южная Каролина на подлете к аэропорту «Чарльстон» разбился и сгорел медицинский вертолет Bell-212. Пассажиров, к счастью, на нем не было, но все три члена экипажа погибли.

26 сентября 2011 года, во время обзорно-экскурсионного полета в районе Эвереста разбился турбовинтовой лайнер Beechcraft-1900 непальской авиакомпании «Будда Эйр». Все 16 пассажиров (10 индусов, три непальца, два американца и один японец) и трое членов экипажа погибли. В общем, слетали на экскурсию.

26 сентября 2012 года в Сербии, возле Белграда, в тренировочном полете разбился учебный самолет V-54 Lasta. Один из двух членов экипажа погиб.

Наконец, можно добавить, что поздно вечером 25 сентября прошлого года, не дотянув всего три часа до роковой даты, под Чугуевом разбился и сгорел Ан-26Ш украинских ВВС, совершавший учебный полет с курсантами Харьковского авиационного университета. Из 20 пассажиров и семи членов экипажа выжил только один. Незадолго до крушения командир экипажа сообщил об отказе левого двигателя. Ан-26 в принципе может совершить посадку на одном моторе, но летчикам почему-то это не удалось.

Конечно, перечисленные трагедии — это лишь цепочка случайных совпадений, но кто знает, быть может, все же, в этот день стоит воздержаться от полетов?

Удивительно, но опять таки по какому-то странному стечению обстоятельств дата 26 сентября отмечена в истории авиации  не только трагическими событиями, но и знаменательными. Перечислю наиболее важные из них, на мой взгляд.

26 сентября 1927 года английский гоночный гидросамолет «Супермарин» S.5 установил абсолютный мировой рекорд скорости — 453 км/ч, причем это была его средняя скорость на 50-километровой кольцевой дистанции, состоявшей из семи кругов.

В те времена ни один боевой самолет, включая скоростные перехватчики, не мог даже приблизиться к этому покаателю. В частности, максимальная скорость советского истребителя И-3, впервые взлетевшего в следующем году, составляла всего 278 км/ч. Скоростей, которые были доступны «Супермарину», истребители достигли только к середине следующего десятилетия. Цветное фото этой машины в полете помещено на заставке.

26 сентября 1951 года, то есть, ровно 70 лет назад, впервые взлетел прототип английского тяжелого палубного истребителя Де-Хэвилленд «Си Виксен», ставшего первым в мире двухместным самолетом, превысившим скорость звука, а также — первым в мире морским истребителем без пушечно-пулеметного вооружения. «Си-Виксен» должен был поражать вражеские самолеты управляемыми ракетами, а в качестве вспомогательного вооружения могли устанавливаться блоки НАР.

В варианте истребителя-бомбардировщика, машина могла нести до тонны бомб или ракет класса «воздух-поверхность». Всего было построено 145 таких самолетов, которые состояли на вооружении Ройял Нэйви до 1974 года, но ни в одном вооруженном конфликте они не участвовали.

26 сентября 1957 года на вооружение 409-го и 1006-го бомбардировочных авиаполков, размещенных на авиабазе Узень, поступили первые серийные экземпляры стратегических межконтинентальных бомбардировщиков, а впоследствии — ракетоносцев Ту-95. Эта эпохальная машина до сих пор состоит на вооружении ВВС(ВКС) России.

26 сентября 1981 года, то есть, ровно 40 лет назад, впервые поднялся в воздух первый в мире двухдвигательный широкофезеляжный дальнемагистральный авиалайнер «Боинг-767». В дальнейшем эта машина была растиражирована более чем в 1200 экземплярах и выпускается до сих пор, заслужив репутацию одной из наиболее надежных в своем классе. «767-е» эксплуатируются во многих странах, в том числе и в России, а один такой самолет есть у простого русского парня Ромы Абрамовича.

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источник:https://vikond65.livejournal.com

2+

от admin