ЗСУ-23-4 «Шилка»(СССР)+видео

6+

ЗСУ-23-4 «Шилка» — это зенитная самоходная установка, созданная в середине 60-х годов прошлого столетия, она и сегодня находится на вооружении десятков армий мира. «Шилку» без всякого преувеличения можно назвать уникальным оружием, из всех зенитных комплексов, построенных после Второй мировой войны, она обладает самым длинным и впечатляющим послужным списком.

Местом боевого крещения для «Шилки» стал Ближний Восток, затем была борьба против американской авиации во Вьетнаме, многочисленные конфликты на африканском континенте и война в Афганистане. У афганских моджахедов не было авиации, поэтому «Шилку» использовали не по назначению: ЗСУ-23-4 применялась для поддержки сухопутных войск и защиты транспортных колонн. Душманы называли «Шилку» «шайтан-арбой» и очень ее боялись.

ЗСУ-23-4 предназначена для прикрытия наземных войск, а также борьбы с низколетящими целями. «Шилка» входила в состав ПВО полкового звена. Потенциальные противники высоко оценивали боевую эффективность этого зенитного комплекса, в свое время американцы и израильтяне потратили много сил, чтобы получить его для изучения.

В настоящее время ЗСУ-23-4 считается устаревшей зенитной установкой, еще в советское время началась ее замена на более совершенный ЗРПК «Тунгуска». Несмотря на это, «Шилки» до сих пор стоят на вооружении вооруженных сил Украины, РФ и нескольких десятков других стран. Они активно используются в локальных конфликтах на территории стран третьего мира.

С момента начала серийного производства было изготовлено 6,5 тыс. единиц этого оружия.

История создания

В годы Второй мировой войны атаки с воздуха во время марша стали большой проблемой для сухопутных войск: штурмовая авиация, работая на малых высотах, наносила огромный урон живой силе и боевой технике. Немцы, которые в конце войны несли жестокие потери от действий западной авиации, разработали малокалиберную зенитную установку Kugelblitz («Шаровая молния»). Она имела два 30-мм орудия и РЛС, с помощью которой производилось обнаружение противника и наведение на цель. Скорострельность Kugelblitz составляла 850 выстрелов в минуту, на нее даже пытались устанавливать приборы ночного видения. Эта ЗСУ сильно опередила свое время и на многие годы стала предметом изучения и копирования.

Советская пехота и танкисты подобной роскоши не имели и всю войну сильно страдали от налетов немецкой авиации. Ситуацию принялись исправлять уже после победы над немцами.

В 1947 году начались работы по созданию 57-мм самоходной зенитной установки ЗСУ-57-2. Однако на момент начала производства этот комплекс уже был устаревшим. Он имел слишком низкий темп стрельбы (220-240 выстрелов в минуту), обойменное заряжание и открытую сверху башню. ЗСУ-57-2 не имела РЛС, поэтому обнаружить цель можно было только визуально, также у нее отсутствовала система защиты от ОМП. Тем временем потенциальный противник не дремал: американцы, изучив трофейные образцы немецкой «Шаровой молнии», в 1956 году приняли на вооружение 40-мм ЗСУ с радиолокационной системой обнаружения целей.

В 1957 году в СССР начинаются работы над созданием новой самоходной зенитной установки. Было запущено сразу два конкурирующих проекта: ЗСУ-37-2 «Енисей», вооруженный двумя 37-мм пушками и ЗСУ-23-4 «Шилка», с четырьмя 23-мм орудиями. Обе зенитные установки были оснащены РЛС, имели гусеничное шасси и систему защиты от ОМП. Формально они предназначались для решения различных задач: «Енисей» обеспечивал защиту бронетанковых войск, а «Шилка» должна была прикрывать мотострелковые части. Оба комплекса имели ленточное питание орудий и водяное охлаждение стволов.

К 1960 году оба зенитных комплекса были готовы, и начались их испытания. ЗСУ-23-4 «Шилка» оказалась в 1,5-2 раза эффективнее своего конкурента в стрельбе по низколетящим скоростным целям, зато «Енисей» превосходил ее по высоте поражения. Комиссия рекомендовала принять на вооружение оба зенитных комплекса. Однако в серию пошла только «Шилка», работы по «Енисею» были приостановлены.
К 1970 году «Шилка» стала основным мобильным зенитным комплексом СА, она полностью заменила ЗСУ-57-2 и стала отправляться на экспорт. Впервые «Шилки» применили в ходе арабо-израильского конфликта 1973 года. Тогда сирийская ПВО сумела уничтожить 98 самолетов ВВС Израиля, 10% из которых было на счету ЗСУ-23-4. Плотный зенитный огонь на малых высотах оказывал деморализующее действие на израильских пилотов, заставляя их подниматься на большие высоты, где они становились легкой добычей ЗРК.

«Шилки» использовались во время ирано-иракской войны (обеими сторонами), в завершающей стадии войны во Вьетнаме, в ходе операции «Буря в пустыне».

В Афганистане советские войска использовали ЗСУ-23-4 для поражения наземных целей. У «Шилки» снимали ненужный РЛС и увеличивали боекомплект до 4 тыс. снарядов. После появления на поле боя «Шилки» душманы обычно начинали отходить.

Главным недостатком «Шилки» являлась недостаточная мощь 23-мм снаряда, не устраивала военных и наклонная дальность орудия, и недостаточное фугасное действие снарядов. При создании нового штурмовика американцы испытывали на нем действие трофейной «Шилки», захваченной евреями во время войны 1973 года. Так появился знаменитый А-10 «Бородавочник», который действительно неплохо защищен от зенитных боеприпасов калибра 23 мм. Американцы активно рекламировали этот самолет, называя его неуязвимым для огня советской ПВО.

ЗСУ-23-4 пытались переделать под более мощный 30-мм снаряд, но оказалось, что проще и дешевле построить новую зенитную установку, чем модернизировать старую. Так и было сделано: в 1982 году на вооружение была принята ЗСУ «Тунгуска», вооруженная 30-мм автоматическими пушками.

За годы эксплуатации данного комплекса были разработаны несколько его модификаций.

Описание конструкции

ЗСУ-23-4 «Шилка» имеет сварной корпус с противопульным и противоосколочным бронированием. Он разделен на три отсека: управления, расположенный в передней части машины, боевое отделение – находящееся в ее центре и силовой отсек – в кормовой части. На правом борту зенитной установки расположено три люка, через которые происходит демонтаж и обслуживание оборудования машины, а также вентиляция агрегатов.

В башне «Шилки» установлено счетверенное 23-мм орудие АЗП-23 «Амур», автоматика которого работает за счет отведения пороховых газов из канала ствола. Каждый ствол оснащен кожухом системы охлаждения и пламегасителем. Подача патрона — боковая, из звена ленты с перекосом патрона. Ленты находятся в патронных коробах. В башне расположены два короба, система для взведения зенитных автоматов – пневматическая.

Боекомплект «Шилки» состоит из двух типов 23-мм снарядов: бронебойных БЗТ и осколочных ОФЗТ. Бронебойные боеприпасы БЗТ не имеют взрывчатого вещества и содержат только зажигательный состав для трассирования. Снаряды ОФЗТ имеют взрыватель и самоликвидатор (время действия 5-10 секунд). В ленте на четыре патрона ОФЗТ идет один БЗТ.

Наведение производится с помощью гидравлических приводов, возможно и ручное наведение. Темп стрельбы – 3400 выстрелов в минуту.
В приборном отсеке башни находится радиолокационно-приборный комплекс, с помощью которого происходит поиск цели, ее сопровождение и высчитываются траектории снарядов и необходимое упреждение. Дальность обнаружения воздушных объектов – 18 км.

Зенитный комплекс «Шилка» может вести огонь по воздушным целям в нескольких режимах:

в автоматическом;
в полуавтоматическом;
по ракурсным кольцам;
по запомненным координатам;
по наземным целям.
Автоматический режим стрельбы считается основным.

Радиолокационно-приборный комплекс состоит из следующих элементов:

ламповой РЛС 1РЛ33М2;
аналогового счётно-решающего прибора;
визирного устройства;
системы стабилизации.
Боевая машина оснащена радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ-4.

ЗСУ-23-4 «Шилка» оборудована дизельным двигателем В6Р. Он имеет шесть цилиндров, жидкостное охлаждение и максимальную мощность 206 кВт. Машина имеет два алюминиевых топливных бака с общим объемом 515 литров. Этого хватало до 400 км хода. Дополнительная установка предназначается для питания бортовой электроники.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес и двенадцати опорных катков с обрезиненными ободами. Подвеска – независимая торсионная.

Защита экипажа от ОМП происходит за счет создания в боевом отделении избыточного давления и очистки воздуха.

Модернизация зенитного комплекса «Шилка» шла по пути улучшения ее способности обнаруживать воздушные цели, а также увеличения защищенности комплекса. Еще в середине 70-х годов для управления стрельбой зенитных установок на полковом уровне был создан комплекс «Овод-М-СВ». В его состав входила РЛС «Лук-23» и автоматизированная система управления огнем.

В середине 90-х появились модификации «Шилка-М4» и «Шилка-М5» с более совершенными системами управления огнем. Для поражения бронированных целей был создан 23-мм подкалиберный боеприпас.
В 1999 году широкой общественности была представлена модификация «Шилки», на башне которой были дополнительно установлены ПЗРК «Игла».

Достоинства и недостатки

Одним из главных минусов зенитной установки «Шилка» является ее тяжелая, сложная и маломощная ходовая часть. Ее ремонт и обслуживание – дело сложное и трудоемкое. Чтобы добраться до некоторых ее узлов, необходимо демонтировать множество агрегатов, слить масло и охлаждающую жидкость. Мощность в 240 л. с., на которую способен двигатель «Шилки», недостаточна для ее веса, поэтому машина тихоходна и маломаневрена.

Кроме этого, в силовой установке и ходовой части машины допущены другие конструкционные ошибки и недоработки, результатом чего стали частые поломки зенитной установки.

РЛС «Шилки» имеет небольшой радиус действия и довольно капризна в настройке. Также следует добавить, что машина обеспечивала минимальный уровень комфорта для экипажа.

Однако все вышеперечисленные минусы нивелируются высочайшим уровнем надежности зенитных пушек комплекса. Если они правильно собраны и установлены, система охлаждения залита водой по нормам, то вероятность сбоя или выхода из строя во время стрельбы практически исключалась.

Даже сегодня «Шилка» может представлять серьезную опасность для самолетов и вертолетов противника, если, конечно же, они летят не слишком высоко.

Тактико-технические   характеристики   ЗСУ-23-4

Боевые характеристики:
стрельба по воздушным целям
на дальности до 2500 м
на высотах до 1500 м
при скоростях полета целей до 450 м/сек
стрельбу по наземным и надводным целям на дальности до 2000 м
темп стрельбы (из 4-х автоматов) не менее 3400-3600 выстрелов в минуту
боевой комплект 2000 выстрелов
дальность обнаружения воздушной цели до 20 км
дальность автосопровождения цели до 17 км
Маневренные характеристики:
скорость движения ЗСУ:
по шоссе до 65 км/час
по грунтовой дороге до 40 км/час
преодоление ЗСУ препятствия:
максимальный угол подъема и спуска до 30˚
боковой крен до 20˚
глубина брода до 1,5 м
высота стенки до 1 м
ширина рва до 2,5 м
время перевода ЗСУ из походного положения в боевое и обратно 5 мин
Эксплуатационные характеристики:
время непрерывной работы 8 часов
запас хода (с учетом запаса топлива на 1,5-2 часа работы ГТД):
при движении по шоссе 450 км
при движении по грунтовой дороге 300 км
средний расход топлива на 100 км пути
при движении по шоссе 80 л
при движении по грунтовой дороге 130 л
Весовые и габаритные характеристики:
боевой вес (без боеприпасов) 19 т
длина 6535 мм
ширина 3125 мм
высота в походном положении 2576 мм
высота  в боевом положении 3572 мм
Технические характеристики:
количество автоматов 4 шт
калибр автомата 23 мм
начальная скорость снаряда 950 — 1000 м/сек
углы наведения:
по вертикали от — 4° до + 85°
по горизонту 360°
скорость наведения:
по азимуту 70°/ сек
по углу возвышения 60° /сек

Источники:

https://militaryarms.ru/

https://www.kaznu.kz/

 

6+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147