«Вездеход» Пороховщикова

2+

105 лет назад, 18 мая 1915 года вышла на испытания колесно-гусеничная машина «Вездеход», разработанная 23-летним российским изобретателем Александром Пороховщиковым. Довольно часто эту машину ошибочно называют первым в мире танком, что само по себе несколько натянуто, поскольку прототип «Вездехода» не имел ни брони, ни вооружения.

Фактически это был экспериментальный стенд для испытаний ходовой части, состоявшей из резино-тканевой моногусеницы и двух опорно-рулевых колес. При движении «танк» опирался на заднюю часть гусеницы и колеса, а при форсировании рвов и вертикальных преград — только на гусеницу.

В перспективе предполагалась установка бронекорпуса из оригинальной композитной(!) брони, также разработанной Пороховщиковым и состоявшей из двух слоев мягкого котельного железа с прослойкой из прессованных сушеных водорослей. Изобретатель полагал, что такая «вязко-упругая броня» не уступает по прочности сплошной при гораздо меньшем весе.

Однако до этого дело не дошло. На испытаниях, которые продолжались до поздней осени, «Вездеход» не подтвердил заявленных данных по проходимости. В частности, он застревал в снегу глубиной более 30 см и не мог преодолевать траншеи шириной более метра. Кроме того, в вязком грунте рулевые колесики тонули и не выполняли своих функций, а действовали как тормоз. На этом основании военные чиновники закрыли проект, отказав изобретателю в дальнейшем финансировании.

Тем не менее «Вездеход» можно назвать первым в мире полноразмерным действующим прототипом колесно-гусеничной боевой машины, поскольку прототип первого английского танка Little Willie впервые сдвинулся с места только через четыре месяца после «Вездехода» — в сентябре 1915 года.

Примечательно, что на постройку «Вездехода» Пороховщикову удалось выпросить у чиновников всего 10 тысяч рублей, а некий Николай Лебеденко, как-то добившись аудиенции у Николая Второго, сразу же получил на свой гораздо более абсурдный проект гигантского «царь-танка» 210 тысяч рублей, а заодно и два уникальных 240-сильных двигателя, снятых со сбитого немецкого дирижабля. Собственных моторов подобной мощности в России тогда не делали.

Такими способами в царской России решались вопросы военного строительства. Впрочем, в большевистской России дела у Пороховщикова сложились еще хуже. В середине 1920-х годов его арестовали по неизвестному обвинению и посадили в Соловецкий лагерь, где он несколько лет занимался проектированием гидротехнических сооружений Беломорканала.

После освобождения Пороховщиков устроился на работу в НИИ лесного хозяйства. где со временем возглавил проектную группу по судостроению. Однако в октябре 1940 года он был вновь арестован, обвинен в антисоветской пропаганде и шпионаже, а 28 июля 1941 года — расстрелян на полигоне «Коммунарка». В 1955 году реабилитирован посмертно со снятием всех обвинений.

Автор:Вячеслав Кондратьев

Источник:https://vikond65.livejournal.com

2+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147