Украинский противокорабельный ракетный комплекс «Нептун»

1+
В рамках проходившей в Киеве выставки «Оружие и безопасность 2019» украинская оборонная промышленность представила свою новинку – ракетный комплекс «Нептун» на базе шасси грузовых автомобилей повышенной проходимости КрАЗ. Впервые крылатую противокорабельную ракету «Нептун» демонстрировали в Киеве еще в 2015 году.

Советские корни «Нептуна»

После распада Советского Союза Украине достался достаточно мощный военно-промышленный комплекс. Как и военно-промышленные комплексы других союзных республик, ВПК Украины в первую очередь был завязан на сотрудничество с ВПК России с поставкой ряда компонентов и комплектующих для сборки готовых изделий. Что в значительной степени тормозило разработку и производство современных видов вооружения.

При этом Украина, безусловно, в состоянии самостоятельно разрабатывать и выпускать широкую номенклатуру вооружений и военной техники: от автоматического оружия и грузовых автомобилей до танков и различной легкой бронетехники, а также ракет всех типов и даже боевых кораблей. Другое дело, что восстановление оборонно-промышленного комплекса, а также его развитие и создание новых предприятий и КБ потребует от военно-политического руководства Украины больших усилий. Пока же многие разработки украинских военных компаний, так или иначе, во многом базируются на советском наследии. В этом плане новая украинская противокорабельная ракета Р-360 не является исключением.

Украинский комплекс «Нептун» предназначен для поражения надводных целей водоизмещением до 5000 тонн. То есть данная крылатая ракета может использоваться для борьбы с эсминцами, фрегатами, крейсерами и транспортами противника, а также десантными судами и танкодесантными кораблями и баржами, действующими как в составе отдельных корабельных групп и десантных отрядов, так и самостоятельно. Производитель сообщает о том, что ракета может использоваться и для ударов по береговым радиоконтрастным целям. Использование ракеты не зависит от погодных условий и времени суток.

Одного взгляда на новую украинскую ракету достаточно, чтобы понять, что она имеет очень много общего с советской противокорабельной ракетой Х-35. Неспециалист при взгляде на фотографии двух изделий вряд ли сможет отличить одну ракету от другой. Производитель также заявляет ракету Р-360 как универсальную, объявлена возможность применения с наземных пусковых установок, с кораблей и самолетов.

За создание новой украинской противокорабельной ракеты отвечают инженеры государственного Киевского конструкторского бюро «Луч». За создание двигателя отвечает объединение «Мотор Сич». Учитывая, что СССР рассчитывал развернуть сборку корпусов новых противокорабельных ракет X-35 в Харькове на базе Харьковского авиационного завода, нет оснований сомневаться в том, что украинская сторона обладала необходимым комплектом технической документации и производственных мощностей для производства данных ракет.

В основе двигательной установки ракеты лежит двухконтурный турбореактивный двигатель МС400 производства запорожской компании «Мотор Сич» разработанный на базе двигателей ТРРД-50 и Р-95-300, которые изначально разрабатывались для установки на различные типы дозвуковых летательных аппаратов: крылатых ракет, ракет-мишеней и беспилотников. Естественно, прогресс не стоит на месте. Если для Р-95-300 заявленный сухой вес составлял 95 кг, то для МС400 уменьшился до 85 кг, при этом принципиально это одни и те же двигатели с одинаковой тягой и габаритными характеристиками, но выполненные на разном технологическом уровне, в первую очередь в плане используемых материалов и способов их обработки.

Состав ракетного комплекса «Нептун»

Состав нового ракетного комплекса береговой обороны уже известен и публиковался в украинских изданиях. В состав комплекса РК-360МЦ включен:

1. Подвижный командный пункт РКП-360, предназначенный для автоматизированного управления частями комплекса береговой обороны, расчет – 5 человек. Максимальное время развертывания на местности – не более 10 минут.

2. Непосредственно сама противокорабельная ракета Р-360 в транспортно-пусковом контейнере ТПК-360. Для ракеты производителем заявлены следующие характеристики: масса – 870 кг, масса БЧ – 150 кг, диаметр ракеты – 380 мм, дальность стрельбы – от 7 до 300 км, высота полета над гребнем волны – от 3 до 10 метров. К особенностям ракеты относят то, что она может использоваться для ударов и по наземным целям.

3. Унифицированная пусковая установка УСПУ-360 на базе шасси четырехосного автомобиля КрАЗ-7634НЕ с колесной формулой 8х8. Установка предназначена для размещения, транспортировки, временного хранения, а также непосредственно самих пусков противокорабельной ракеты Р-360. На каждой пусковой установке имеется четыре таких ракеты.

4. Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-360, которая предназначена для временного хранения, транспортировки и перегрузки четырех ТПК-360. Заявленное время развертывания 10 минут, время перегрузки ракет – до 20 минут, расчет машины – 3 человека.

5. Транспортная машина ТМ-360, предназначенная для временного хранения, размещения и транспортировки ТПК-360.

6. Комплект наземного оборудования.

Предполагаемая структура ракетного комплекса береговой обороны РК-360МЦ «Нептун»: командный пункт управления; три стартовых батареи по две универсальных пусковых установки в каждой (6 УСПУ-360 и 24 готовых к запуску ракеты); техническая батарея и подразделения обеспечения. В состав технической батареи входят 6 транспортно-заряжающих и 6 транспортных машин (по одной специальной машине на каждую пусковую установку). С учетом имеющихся на них ТПК с ракетами Р-360 общий запас ракет одного комплекса с тремя стартовыми батареями составляет 72 противокорабельных ракеты. Таким образом, комплекс в состоянии единовременно выпустить по надводным целям до 24 ракет, интервал пуска ракет в залпе составляет 3-5 секунд. После залпа комплекс может сменить месторасположение. Заявленное время развертывания комплекса на новых позициях не превышает 15 минут.

В настоящее время комплекс «Нептун» проходит завершающую стадию испытаний. В апреле и мае 2019 года в Одесской области проводились стрельбы противокорабельными ракетами Р-360 с универсальных пусковых установок УСПУ-360. Испытания проводятся на государственном испытательном полигоне ВС Украины «Алибей». Согласно пресс-релизу государственной компании «Укроборонпром», в мае испытывалась ракета, оснащенная головкой самонаведения. 17 июня 2020 года были проведены испытательные пуски ракетой Р-360 «Нептун» оснащенной инертной боевой частью. Испытания прошли успешно, ракета поразила надводную мишень расположенную в 100 км от места старта.

КрАЗы для «Нептуна»

В качестве базы для  ракетного комплекса были выбраны грузовые автомобили КрАЗ. На выставке в Киеве демонстрировались новые пусковые установки УСПУ-360 на базе четырехосного шасси КрАЗ 7634НЕ с колесной формулой 8х8. А также подвижный командный пункт РКП-360 и транспортно-заряжающая машина ТЗМ-360, базой для которых послужил хорошо себя зарекомендовавший ранее трехосный КрАЗ 6322 с колесной формулой 6х6. Отличительной особенностью всех представленных машин является наличие бронированной кабины, за разработку которой отвечали специалисты предприятия «Украинская бронетехника». Речь идет о бронированных кабинах аналогичных тем, что устанавливаются сегодня на украинские колесные бронированные машины с противоминной защитой СБА «Варта». Бронирование «Варты» обеспечивает экипажу защиту от огня стрелкового оружия – до бронебойных пуль калибра 7,62х39 мм включительно.

Наибольший интерес представляет новое украинское шасси КрАЗ-7634НЕ. Впервые данная модель была представлена только в январе 2014 года. Машина представляет собой четырехосный автомобиль повышенной проходимости бескапотной компоновки с довольно необычной схемой, при которой кабина располагается перед двигателем. Управляемыми являются первая и вторая оси автомобиля. Шасси повышенной проходимости может использоваться как в гражданском секторе, так и для военных целей, как носитель различных систем вооружений. Помимо использования в составе ракетного комплекса «Нептун», известно о планах применения данного шасси повышенной проходимости в составе разрабатываемой украинской РСЗО «Ольха». Монтажная длина рамы, составляющая 8080 мм, и высокая грузоподъемность (на уровне 27 тонн) позволяют устанавливать на шасси КрАЗ-7634НЕ различные виды современных вооружений.

Изначально на автомобиль планировалось устанавливать ярославский 8-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с., работающий со сцеплением и коробкой передач также ярославского производства. Впоследствии машина была перепроектирована под двигатель других производителей. В 2019 году КрАЗ представил данные автомобили с более мощным новым двигателем (460-сильным) и автоматической коробкой переключения передач. В частности, ранее КрАЗ уже устанавливал на трехосные модели грузовых автомобилей двигатели Ford-Ecotorq 9.0L 360PS, а также китайские двигатели компании Weichai.

Автор: Юферев Сергей
Источник:https://topwar.ru/
1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147