Самая невероятная операция израильского спецназа: Операция «Энтеббе»

3+

27 июня 1976 года лайнер Эрбас А300 В4, следовавший по маршруту Тель-Авив — Париж, вскоре после промежуточной посадки в Афинах был захвачен группой террористов. Этот теракт дал начало одной из наиболее известных операций израильского спецназа.

На борту самолета находились 248 пассажиров и 12 членов экипажа. Захватчиками оказались двое арабов из «Народного фронта освобождения Палестины» и двое немцев (Вилфред Безе и Бригитта Кульман) из организации «Революционные ячейки». Угонщики приказали экипажу лететь в Бенгази (Ливия). Там самолет простоял семь часов, в ходе которых была проведена заправка топливом. У одной из заложниц начались преждевременные роды, ее отпустили и отправили в больницу. Самолет вылетел из Бенгази и 28 июня в 15:35 (сутки спустя после вылета из Тель-Авива) приземлился в аэропорту Энтеббе (Кампала, Уганда). Здесь к четырем террористам присоединились еще четверо. Террористы выдвинули требование об освобождении сорока палестинцев, отбывающих заключение в Израиле, и 13 заключенных, содержавшихся в тюрьмах Кении, Франции, Швейцарии и Западной Германии. В случае невыполнения их требований до 1 июля террористы угрожали начать расстреливать заложников.

В Энтеббе заложников перевели в транзитный терминал аэропорта. Вскоре большинство из них освободили, но в руках террористов оставались 106 заложников -85 израильтян и евреев (не израильтян), а также 20 не евреев(в основном членов экипажа самолета).

Поначалу израильское правительство рассчитывало решить конфликт путем переговоров при посредничестве угандийских властей, но когда президент Уганды Иди Амин разрешил нескольким палестинцам присоединиться к угонщикам, стало ясно, что единственным вариантом остается силовое освобождение заложников. Единственное, чего удалось добиться,- это обещания террористов не начинать казни заложников до 4 июля.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИИ

Полученная отсрочка позволила израильскому военно-политическому руководству тщательно подготовить операцию по освобождению заложников. Ключевой проблемой являлась доставка отряда спецназовцев в Энтеббе, поскольку для этого требовалось четыре — шесть самолетов С-130 «Геркулес», а имеющиеся самолеты-заправщики не могли обеспечить дозаправку так далеко от воздушного пространства Израиля. В конечном итоге удалось добиться согласия правительства Кении на промежуточную посадку и дозаправку «Геркулесов» в аэропорту Найроби.

Подготовленная для рейда группа спецназа насчитывала около 100 человек. Ударное ядро составляли 32 бойца «Сайерет Маткаль« (ивр. ‏סיירת מטכ»ל‏‎) — они должны были непосредственно штурмовать терминал, где содержались заложники. Остальные участники рейда, отобранные из подразделений «Сайерет Голани» и «Сайерет Цанханим», составили обеспечивающую группу — она блокировала место проведения операции. Самолеты с десантом сопровождали два самолета Боинг 707: на борту одного находился госпиталь (этот самолет остался в Найроби), другой выполнял функции воздушного командного пункта.

ХОД РЕЙДА

Израильтяне приземлились в Энтеббе в 23:00. Из самолетов выехала колонна джипов с черным «Мерседесом» во главе — у противника должно было сложиться впечатление, что Амин или другое высокопоставленное лицо едет к терминалу со своим эскортом. Однако по дороге двое угандийских часовых приказали кортежу остановиться.

Спецназовцы обстреляли часовых из бесшумных пистолетов. Один из израильских солдат, ехавших в джипах вслед за «Мерседесом», заметил, что часовые еще живы, и прикончил их огнем из штурмовой винтовки. Опасаясь, что угонщики преждевременно поднимут тревогу, штурмовая команда немедленно бросилась в атаку.

Штурмовики выскочили из своих автомашин и ринулись к терминалу. Заложники находились в главном холле здания аэропорта, прямо прилегающем к взлетно-посадочной полосе. Перед тем как ворваться в терминал, коммандос объявили через громкоговоритель: «Падайте на пол! Падайте на пол! Мы — израильские солдаты» на иврите и на английском. Увы, жертв избежать не удалось — в завязавшейся перестрелке трое заложников погибли.

Перестрелка в зале аэропорта продолжалась 1 минуту и 45 секунд. Завершив налет израильская штурмовая группа вернулась к самолетам и начала посадку заложников на борт. В ходе посадки угандийские солдаты обстреляли их с диспетчерской вышки. Вспыхнула короткая, но ожесточенная перестрелка, в ходе которой погиб израильский командир подполковник Йонатан Нетаньяху, старший брат Биньямина Нетаньяху и Идо Нетаньяху, ставший единственным спецназовцем, погибшими в ходе операции. Пятеро других израильских солдат получили ранения.

Вся операция заняла 53 минуты, на штурм ушло полчаса. Все семеро угонщиков и от 33 до 45 угандийских солдат были убиты. Для обеспечения безопасной эвакуации, на земле было уничтожено 11 самолетов Миг-17 ВВС Уганды. Через час после начала операции первый самолет с заложниками вылетел в Найроби на дозаправку, а еще через 42 минуты Уганду покинул последний израильский самолет.

Источники:

https://warfor.me/

http://argumentua.com/

3+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147