Пушка, стреляющая на 350 километров или реактивные снаряды доктора Троммсдорфа

2+
Помимо проектов Александра Липпиша, по оснащению артиллерийских снарядов ПВРД в Третьем Рейхе, о которых «ЕНОТ» писал летом этого года, была и другая ветвь развития этой идеи: реактивные снаряды доктора Троммсдорфа (dr. Wolf Trommsdorf). Они, в отличие от снарядов Липпиша вполне себе были воплощены в металле и ими даже успели пострелять с крайне интересными результатами. Основывались его разработки на работах по газодинамике Клауса Осватича (Klaus Oswatitsch), которые тот проводил в Геттингене в начале 30-х, там была показана возможность создания ПВРД с коническим центральным телом, которое обеспечивает достаточное сжатие поступающего в камеру сгорания воздуха.

 

Первый реактивный снаряд, получивший маркировку E1 был сделан в калибре 88-мм. При собственном весе 4,7 кг он, после выгорания 0,3 кг топлива в твердотопливном ПВРД разгонялся до скорости 920 м/с (с какой скоростью он вылетал из ствола я не знаю).

Результаты были признаны обнадеживающими и в 1940 году 105-мм снаряд E2 весом 9,6 кг с 900 граммами топлива в ПВРД разогнался до 1050 м/с. Про 122-мм снаряд E3 ничего сказать не могу, данных нет. Но следующим шагом стал 150-мм снаряд E4 весом 28 кг, на котором был отработан целый ряд вариантов компоновки и конструкции двигателя, а за ним последовал 210-мм снаряд С1. Этот 90-кг снаряд с 6 кг топлива в 1944 году разогнался до 1475 м/с (!) и улетел на расстояние около 200 километров. Длина активной части траектории варьировалась от 1500 до 3200 метров, а предельный разгон по итогам тестов пришлось ограничить М=6 (~2000 м/с), потому что при больших скоростях, ПВРД начинал работать нестабильно, а траектория полета самих снарядов  становилась непредсказуемой.
В принципе, это был уже почти успех — такие снаряды уже можно было запускать прямо по Лондону, но вот какая закавыка: двигатель Троммсдорфа не отличался весовым совершенством — в отличие от современных твердотопливных решений и его собственного первого опыта он был вполне себе жидкостным, в качестве топлива использовалась смесь дизельного топлива и сероуглерода (для надежного воспламенения в раскаленном от сжатия в воздухозаборнике потоке), при этом с ростом калибра произошел переход к чистому дизельному топливу. Соответственно, изрядный вес имел сам бак с топливом, топливная аппаратура и все такое. В итоге, из 90 кг стартового веса С1 на долю ВВ приходилось … ноль килограмм. В смысле, совсем ноль. Вплоть до калибра 210-мм включительно снаряды Троммсдорфа не оснащались боевыми частями — некуда-с…

Первым полноценным боевым снарядом стал С3, снаряд калибра 280-мм для железнодорожного орудия K5. Снаряд весом 170 килограммов с 16,3 кг топлива в баке разгонялся до 1860 м/с и должен был улететь аж на 350 километров. Все бы отлично, но опять же, вес реактивного двигателя был настолько велик, что взрывчатки в него поместилось всего 9,6 кг. Весовая отдача чуть больше 5,6%… Ну, и стабильность параметров полета оставляла желать лучшего: ни о какой прицельной стрельбе даже по Лондону говорить не получалось. Разброс конечных скоростей и колебания при разгоне стали ахиллесовой пятой проекта — вплоть до конца войны Троммсдорфу так и не удалось справиться с этими проблемами.
При этом, планы у Троммсдорфа были вполне себе наполеоновские. Он собирался делать снаряды в калибрах 305-мм, 380-мм и даже 406-мм — и я даже не знаю, на какое расстояние они должны были улетать. Но высшим достижением должен был стать чудовищный снаряд калибром 508-мм, с …ядерной боевой частью(?). Впрочем, для 150-мм снарядов не исключалось и чисто кинетическое воздействие на цель. Нет, ну с обычной 150-мм пушкой против танков воевать довольно сложно, а вот если пусковую сделать полегче и попроще, только чтобы ПВРД запустился и метров за 500 разогнался бы до 1500 м/с — то может быть ,что нибудь из этого и получилось бы.
P.S. После войны Вольфа Троммсдорфа вывезли в СССР для продолжения создания сверхдальнобойных снарядов, но работа его оказалась недолгой. В 1946 году он погиб в авиакатастрофе.

Источник:https://strangernn.livejournal.com/
2+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147