Противоспутниковый авиационный комплекс 30П6 «Контакт» / МиГ-31Д / 79М6(СССР)

0
Противоспутниковый авиационный ракетный комплекс / противоспутниковая система авиационного базирования. Комплекс разработан НПКБ «Алмаз» для поражения низкоорбитальных ИСЗ. Главный конструктор комплекса — А.А.Леманский. Наземные средства обнаружения целей и наведения авиационного комплекса размещались на объекте №2574 / площадка №74 полигона Сары-Шаган. Разработка наземных средств комплекса — НПКБ «Алмаз», монтаж осуществлялся НПО «Каскад». Создание противоспутниковой системы, судя по всему, было начато по решению ВПК при Совмине СССР от 6 января 1983 г. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании комплекса вышло 27 ноября 1984 г.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №1124-361 от 29.11.1983 г. начиная с 1984 г. в интересах создания противоспутниковой системы 30П6 работал так же опытный образец комплекса ПРО «Азов» на полигоне Сары-Шаган.

Состав противоспутниковой системы:
— радиолокационно-оптический комплекс распознавания космических объектов 45Ж6 «Крона» (место дислокации — объект 2574 полигона Сары-Шаган, разработчик  — ЦКБ «Алмаз»);
— система передачи команд 46И6;
— противоспутниковый авиационный комплекс 30П6 «Контакт» в составе:
— самолет-носитель МиГ-31Д (разработчик — ОКБ МиГ);
— ракета 79М6 «Контакт» с кинетическим перехватчиком ИСЗ (разработчик — МКБ «Факел»).

Радиолокационно-оптический комплекс распознавания космических объектов 45Ж6 «Крона» разработки ЦКБ «Алмаз» предназначался для распознавания космических объектов военного назначения и информационно-баллистического обеспечения действий активных средств противоракетной и противокосмической обороны. Разработка комплекса начата в 1974 г. В состав комплекса входят:
— командно-вычислительный пункт с вычислительным комплексом 13К6 с ЭВМ 40У6;
— радиотехническая часть комплекса 40Ж6 с РЛС 20Ж6 — канал «А» обнаружения ИСЗ и канал «Н» для особо точных угловых измерений параметров ИСЗ.
Возможности высокоточного определения координат космических объектов позволяли использовать комплекс как средство наведения систем противокосмической обороны. Для отработки ПРО и ПКО возможностей экспериментальный комплекс 45Ж6 «Крона» к концу 1986 г. был развёрнут на объекте №2574 (74-я площадка, штаб — 38-я площадка) полигона Сары-Шаган и сопрягались с лазерным комплексом 5Н76, авиационным комплексом 30П6 «Контакт», средствами ракетного комплекса 58Р6, лазерного оптического локатора 5Н26 и др. Всего планировалось в будущем развертывание трех комплексов противокосмической обороны перекрывающих всю южную границу СССР.

Для отработки технических решений, средства будущего комплекса «Крона» было решено развернуть так же на 51-й площадке полигона Сары-Шаган. Здания радиотехнической части 40Ж6 комплекса на всех объектах похожи. В комплексе использовалась ЭВМ 40У6 разработки ИТМ и ВТ. Система передачи команд — модернизированная СПК 46И6 — развертывалась на 7-й площадке.

Согласно источнику (ист. — «Щит России») средства противоспутниковой системы на полигоне Сары-Шаган резмещались на объектах 2574, 3610, 3615 и 3641.

Самолет-носитель МиГ-31Д / изделие 07 создан на базе перехватчика МиГ-31. Техническое предложение по созданию самолета-носителя на базе МиГ-31 разработано по решению ВПК при Совмине СССР от 6 января 1983 г. Эскизный проект МиГ-31Д разработан и защищен у Заказчика в 1985 г. В том же году была подготовлена и передана на горьковский авиазавод техническая документация для постройки первых самолетов данного типа. Постройка первой опытной машины (бортовой № 071, т.е. «изделие 07», 1-я машина) завершилась к концу 1986 г., и 17 января 1987 г. экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. А.И.Микояна Авиарда Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Попова поднял ее в первый полет. Прототипы МиГ-31Д не имели РЛС — вместо нее устанавливался массовый эквивалент массой 200 кг. Радиопрозрачный носовой обтекатель был заменеен на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашиты, установлен центральный выдвижной пилон для противоспутниковой ракеты. МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла («ластами»), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. «Ласты» служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты. Второй прототип МиГ-31Д, борт 072, испытывался пилотами ОКБ в Жуковском. Первый полет второй самолет совершил 28 апреля 1988 г., летчики Анатолий Квочур и Леонид Попов. К началу 1990-х г.г. этап летно-конструкторских испытаний МиГ-31Д был завершен, и обе машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на полигон «Сары-Шаган». В ходе испытаний самолеты базировались на площадке №7 полигона.

Ракета-перехватчик 79М6 «Контакт» разработки МКБ «Факел». Разработка ракеты начата в 1978 г. и по косвенным данным не была доведена до стадии летных испытаний.

Количество ступеней — 3

Двигатели: РДТТ для всех ступеней ракеты разрабатывались ОКБ-16 — Казанским КБ двигателестроения (позже КБ «Союз»).
— 1 ступень — РДТТ 27Д6 (источник); На первых огневых испытаниях двигателя 1-й ступени 27Д6 сопло отделилось от двигателя, что повлекло за собой доработку двигателя (ист. — http://militaryrussia.ru/forum/).

Подобную конструкцию имел двигатель 27Д6 первой ступени ракеты (фото из архива Osankin, http://militaryrussia.ru/forum/).

— 2 ступень — РДТТ 28Д6 (источник).

РДТТ 28Д6 — двигатель второй ступени ракеты 79М6 (Фахрутдинов И.Х., Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твёрдого топлива. М., «Машиностроение», 1987 г.)

— 3 ступень — ЖРД (на раннем этапе проектирования предполагалась установка РДТТ 29Д6)

Способ поражения ИСЗ-цели — кинетический с осколочной БЧ

Ракета 79М6 «Контакт» на полигоне Сары-Шаган, вероятно, начало-середина 1990-х годов (http://www.airwar.ru).

Испытания системы З0П6 на полигоне Сары-Шаган были заданы Постановлением Совмина СССР №182-299 от 27 ноября 1984 г. и начаты в 1985 г. В 1986 г. дана оценка информационно-технического сопряжения комплексов 30П6 «Контакт» и 45Ж6 «Крона». Разработаны принципы организации обмена данными между командными пунктами комплексов «Крона» и комплекса 30П6. Работы по исследованию возможностей и по испытанию и развертыванию средств комплекса велись вплоть до 1995 г.

11 августа 2009 г. Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что во времена СССР для задач противокосмической обороны создавался вариант самолета МиГ-31. «Эта система реанимируется для решения тех же задач», — цитирует РИА «Новости». Судя по всему какие-то работы действительно велись в 2009-2010 г.г. т.к. по данным официальных документов о госзакупках на комплексах «Крона» велась наладка высокоточного канала РЛС «Н».

ТТХ комплекса:

30П6 / МиГ-31Д «Ишим» / МиГ-31И
Ракета 79М6 «Контакт» — МКБ «Факел» «Ишим» — МИТ
Длина ракеты ок. 10 м ок. 10 м
Диаметр ракеты 740 мм
Масса ракеты 4550 кг ок. 10000 кг
Масса полезной нагрузки 20 кг (? кинетический перехватчик) 120 / 160 кг
Дальность полета носителя до точки пуска максимальная 600 км 500 км
Скорость носителя в точке пуска 2120-2230 км/ч / 2.55 М
Высота точки пуска 15-18 км
Высота орбиты полезной нагрузки от 120 км — при массе 120 кг — 600 км
— при массе 160 кг — 300 км
Угол наклонения орбиты ИСЗ-цели 50-104 град стандартно 46 град

Точность выхода носителя МиГ-31Д в точку пуска:
— пр курсу — 2 град
— боковое смещение — до 2 км
Время выхода носителя МиГ-31Д в точку пуска — не более 50 сек до прохода над точкой ИСЗ-цели
Время полета ракеты — 100-380 сек
Темп обслуживания целей — 24 цели за 36 часов

Статус: СССР
— 1997 г. — согласно СМИ, начата разработка системы выведения на орбиту ИСЗ с использованием самолета-носителя МиГ-31С на базе МиГ-31 и, вероятно, с использованием наработок по проекту комплекса 30П6 «Контакт». Ракета для этого проекта разрабатывается МКБ «Вымпел».

— 2003 г. — возникло предложение о создании совместно с Казахстаном проекта использовании самолетов-носителей МиГ-31Д в авиационно-космической системе «Ишим» для выведения небольших ИСЗ на околоземную орбиту. Трехступенчатую ракету для системы должен был проектировать МИТ.

— 2007 г. 12 июня — СМИ сообщают, что правительство Казахстана приняло решение закрыть совместный с Россией космический проект «Ишим» в виду экономической нецелесообразности.

— 2009 г. 11 августа — Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что во времена СССР для задач противокосмической обороны создавался вариант самолета МиГ-31. «Эта система реанимируется для решения тех же задач», — цитирует РИА «Новости».

— 2010 г. — в рамках модернизации радиолокационно-оптического комплекса (РОК) «Крона» успешно проведены Государственные испытания лазерного оптического локатора. Планируется проведение Госиспытаний всего комплекса «Крона» (ист. — Фаличев).

Реестр МиГ-31Д:

№пп Наименование Борт № Серийный № Первый полет Примечание
МиГ-31Д / изделие «07/1» 071 1987 г. самолет-носитель противоспутниковой ракеты
МиГ-31Д / изделие «07/2» 072 1987 г. самолет-носитель противоспутниковой ракеты

Источники:

http://militaryrussia.ru/
Испытания комплекса «Азов», 2012 г. (источник).
МиГ-31Д. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.
Объект 2574 ПКО системы 30П6 «Контакт». Сайт http://wikimapia.org, 2012 г.
Тема: проекты «Звездных войн». Сайт http://forum.guns.ru, 2009 г.
Фаличев О. Заатмосферный зонтик безопасности России. // Независимое военное обозрение. 08.04.2011 г.
Щит России. Системы противоракетной обороны. М., МГТУ им.Баумана, 2009 г.
Russianarms форум. 2008 г. (источник).

0

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147