ОПЫТНЫЙ ЛЁГКИЙ ШТУРМОВИК CONVAIR M48 «CHARGER» (США)

0

После Второй мировой войны во многих точках планеты стали возникать многочисленные локальные военные конфликты. Командование ВВС США в 1963 г. объявило конкурс на разработку специального противопартизанского самолета. Самолет должен был прийти на смену уже устаревшим на тот период бомбардировщику B-26 и штурмовику A-1. По условиям конкурса самолет (программа получила название COIN, т. е. противопартизанский самолет) должен был отвечать высоким требованиям и при этом быть недорогим. Он должен быть двухдвигательным с ТВД, двухместным, с тандемным размещением экипажа, базироваться на плохо подготовленных площадках ограниченных размеров и также действовать с палубы авианосца. Взлетно-посадочная дистанция — не более 240 м .

Самолет Convair M48 «Charger» представлял собой двухбалочный высокоплан с центральной гондолой с кабиной экипажа. Конструктивно самолет выполнен практически целиком из алюминиевых сплавов, из стеклотекстолита изготовлены лишь носовой обтекатель фюзеляжа и законцовки крыла. Силовая установка должна была состоять из двух турбовинтовых двигателей Т74 фирмы «Пратт-Уитни» мощностью по 650 э. л. с. На двигателе были установлены трехлопастные винты противоположного вращения. Но на первой машине были установлены другие двигатели Т76 фирмы «Гаррет-Эрисерч» мощностью по 550 л.с. Потоки от винтов обдували почти все прямоугольное крыло с четырехсекционными закрылками по всему размаху и давали большой прирост подъемной силы. Дополнительному увеличению подъемной силы крыла способствовали и носовые щитки, расположенные между фюзеляжем и мотогондолами. Гондолы ТВД плавно переходили в концевые балки, которые соединялись Т-образным хвостовым оперением.

На самолете был установлен управляемый стабилизатор оригинальной конструкции, разделенный на две части, причем хвостовая секция отклонялась в сторону, противоположную отклонению носовой части — тем самым достигалось изменение кривизны профиля стабилизатора и, соответственно, возрастала величина создаваемой им подъемной силы. Кроме элеронов, на крыле имелись и интерцепторы, которые включались в систему управления только на малых скоростях, когда эффективность элеронов заметно падает. На самолете было установлено трехопорное шасси с носовой стойкой. Двухместная катапультируемая кабина закрыта большим общим каплевидным фонарем. Лобовой козырек сделан из пулестойкого стекла. Члены экипажа размещались на катапультируемых креслах класса 0-0, установленных тандемом. Управление самолетом возможно только с переднего кресла, второй член экипажа должен был вести наблюдение, сбрасывать парашютистов или грузы.

Броня на опытной машине не устанавливалась, хотя в случае запуска самолета в серию бронирование членов экипажа не исключалось. Листы алюминиевой брони можно было навешивать на фюзеляж снаружи, в районе кресел летчика и наблюдателя. Кроме того, конструкция «Чарджера» предусматривала установку бронелистов в передней и нижней частях фюзеляжа. Безопасность экипажа при выполнении боевого задания обеспечивалась не столько за счет бронирования кабины, сколько продуманной компоновкой и высокой маневренностью самолета на малых скоростях и малых высотах. Для перевозки людей и грузов на центроплане за кабиной экипажа могла устанавливаться специальная кабина, рассчитанная на пятерых десантников или троих ранеых на носилках.

Вооружение — четыре 7,62-мм пулемета М60 с боезапасом по 500 патронов. Пулеметы монтировались в двух блистерах по бортам фюзеляжа. На пяти узлах подвески можно было размещать широкий ассортимент вооружения: от УР «Сайдуиндер» до пулеметных контейнеров. По одному пилону имелось на концах крыла (расчетная нагрузка до 270 кг), еще по одному — под корневыми участками крыла (нагрузка до 500 кг) и еще один — под фюзеляжем (нагрузка до 270 кг).

Фирме «Convair» не удалось одержать победу в конкурсе у своего конкурента, фирмы «Норт Америкен», хотя, по мнению многих, их самолет выглядел предпочтительнее. Здесь сыграла большую роль политика, а также лоббирование. Созданные этими фирмами противопартизанские самолеты так и не оправдали возлагавшиеся на них надежды. Эти функции стали выполнять двухместные реактивные учебно-боевые машины, легкие штурмовики.

Технические характеристики Convair M48 «Charger»
Экипаж, чел 2
Размах крыла, м 8.38
Длина самолета,м 10.61
Высота самолета,м 4.14
Площадь крыла,м2 24.10
Масса, кг
— пустого самолета 2040
— нормальная взлетная 3220
— максимальная взлетная 3300
— топлива 530
Тип двигателя 2 ТВД Pratt Whitney T76 (T74)
Мощность, л.с. 2 х 550 (650)
Максимальная скорость, км/ч
— у земли 510
— на высоте 740
Крейсерская скорость, км/ч 450
Перегоночная дальность, км 4800
Боевой радиус действия, км 470
Продолжительность патрулирования, ч 2
Практический потолок, м 6400
Полезная нагрузка: 5 десантников или 900 кг груза в грузовом отсеке или 3 носилок с ранеными
Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета М60 с боезапасом по 500 патронов.
На пяти узлах подвески можно было размещать широкий ассортимент вооружения: от УР Сайдуиндер до пулеметных контейнеров. По одному пилону имелось на концах крыла (расчетная нагрузка до 270 кг), еще по одному — под корневыми участками крыла (нагрузка до 500 кг) и еще один — под фюзеляжем (нагрузка до 270 кг).

0

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147