Ми-10Р: вертолет созданный для рекордов

1+

История создания этой машины, как и других Ми-10 началась в конце 50-х годов прошлого столетия, когда в строю находился Ми-6.  Именно вертолёт Ми-6 конструкторы взяли за основу во время работ над «летающим краном». Характеристики данного вертолёта подходили для создания машины, способной перевозить грузы весом до 12 тонн на расстояние до 250 километров.

За рубежом уже существовали подобные вертолёты-краны, однако советские конструкторы желали произвести максимальное впечатление на зарубежных коллег. Ещё до начала серийного выпуска Ми-10, его конструкция постоянно претерпевала изменения.

Чтобы максимально привлечь заинтересованных людей к Ми-10, ОКБ им. Миля приняло решение о постройке рекордной версии вертолёта.

Так был сконструирован единственный Ми-10Р. Он получил максимально облегченную конструкцию. Вместо высоких стоек он был оснащен трехопорным шасси от вертолёта Ми-6 закрытых обтекателями. Хвостовая опора имела сдвоенное колесное шасси.

Вместо стандартных двигателей ТВ-2ВМ инженеры решили установить более мощные -Д-25В.

Первый полёт Ми-10Р состоялся 14 января 1965 года. Уже в мае 1965 года пилоты сумели установить на нём целых шесть мировых рекордов.

Первый рекорд был установлен 26 мая 1965 г. Экипаж лётчика-испытателя В.П. Колошенко поднял вертолёт на высоту 7151 метров с грузом в 5175 кг.

Через пару дней, 28 мая уже другой экипаж во главе с Г.Б. Алферовым на этом же Ми-10Р установил ещё четыре мировых рекорда. Они сумели подняться на высоту 2840 метров с грузом, массой 25 тонн.

В качестве груза использовалась специальная металлическая болванка, крепящаяся под фюзеляжем вертолёта.

Ещё два мировых рекорда были установлены на стандартной версии Ми-10.  В общей сложности на Ми-10 и Ми-10Р удалось установить 8 мировых рекордов.

Именно после этих событий Ми-10 активно участвует на авиационных выставках. Авиаэкспорт поставляет несколько вертолётов за границу. Самая первая машина попала в Голландию, где её перекупили американцы.

После длительных испытаний (170 часов), американские эксперты дали советскому вертолёту довольно высокую оценку.

Благодаря успешной работе над Ми-10,  М. Л. Миль, В. П. Лаписов, А. В. Некрасов, М. А. Лейканд, М. Н. Пивоваров, Д. Т. Мацицкий, П. А. Соловьев, Д. М. Чумаченко, Л. Н. Марьин, Г. П. Калашников, И. П. Эвич и О. В. Успенский — стали лауреатами Государственной премии.

О дальнейшей судьбе рекордного Ми-10Р, к сожалению, ничего неизвестно.

Характеристики

Модификация   Ми-10Р
Диаметр главного винта, м   35.00
Диаметр хвостового винта, м   6.30
Длина,м   32.86
Высота ,м   7.80
Масса, кг
  пустого   22400
  максимальная взлетная   39800
Тип двигателя   2 ГТД Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В
Мощность, кВт   2 х 4045
Максимальная скорость, км/ч   205
Практическая дальность, км   350
Практический потолок, м   3000
Статический потолок, м   2200
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   максимально — 25105 кг

Источники:

https://zen.yandex.ru/aircraft_technician

http://airwar.ru/enc/ch/mi10r.html

Авиация и Время 2002-03. Игорь Величко, Ростислав Мараев. «Колосс на стальных ногах»

Крылья Родины 1999-02. Вадим Михеев. Летающий кран

Взлет 2010-06. Ми-10 — летающему крану полвека

Полигон. В.Р. Михеев. Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля

Гражданская авиация. А. Журавлев А. Вертолет Ми-10

Е.И.Ружицкий. Вертолеты

Дмитрий Гай. Вертолеты зовутся МИ

Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет

Red Star 22. Y. Gordon, D. Komissarov, S. Komissarov. Mil’s Heavylift Helicopters

Le Fana de l’Aviation 1974-11. Pierre Gaillard. Les Geants de Mil

Le Fana de l’Aviation 1989-05. Pierre Gaillard. L’URSS ai Salon. Mil

Klassiker der Luftfahrt 2018-03. Nikolai Jakubowitsch. Der fliegende Kran

Flug Revue 2018-02. Nikolai Jakubowitsch. Der fliegende Kran

Flieger Revuer Extra No.13. Thomas Girke. Fliegenden Kran in der DDR

L+K 1966-04. Vaclav Nemecek. Vrtulniky Mi-6 a Mi-10

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147