Кто придумал бревно самовытаскивания?

1+

Не так давно мы уже писали про то для чего нужно бревно на современных танках. Но мы подумали, что читателям, было бы интересно узнать, кто же все таки придумал и впервые стал использовать такое полезное НОУ-ХАУ?

История

В середине 19-го века был изобретен гусеничный движитель. Казалось бы, проходимость машин с этим изобретением достигла небывалых высот, и появившиеся в начале 20-го века танки продемонстрировали это, преодолевая «лунные пейзажи» избитых артиллерией полей Первой мировой. Но нет ничего идеального, и даже мощный танк может безнадежно застрять. Как тогда быть? Ответ нашелся сам собой. Еще в Первую мировую войну англичане на первых танках Mark IV стали подвешивать прямоугольные бревна с цепями. Так называемое «unditching beam» крепилась к гусеницам застрявшей машины, помогая ей преодолевать сложные участки. Бревно надежно фиксировалось под весом машины в вязком грунте, а танк использовал его в качестве опоры.

Несмотря на простоту и эффективность бревна, у этого способа был один минус: минимум два члена экипажа должны были долгое время находиться вне броневого укрытия – под угрозой вражеского огня. А процесс установки бревна и его крепления на траках – дело долгое и непростое. Действенный способ упрощения процедуры был предложен в СССР. В 1930-х Экспериментальные мастерские Приморской группы ОКДВА (Особая Краснознаменная Дальневосточная армия) возглавлял Анатолий Федорович Кравцев. В силу потенциального театра боевых действий – с болотами и рисовыми полями, вопрос проходимости танков вставал особенно остро. Даже относительно легкие Т-26 и БТ безнадежно застревали в размытом грунте. В этих условиях Кравцеву и пришла мысль о специальных «крюках». Суть была проста: в пространство между звеньями гусениц крепили два крюка (плечевые упоры), под которые укладывали подходящее бревно. Крюки отталкивались от бревна, которое становилось большим и эффективным грунтозацепом. Сохранив принцип, предложенный британцами, А.Ф. Кравцев рационализировал его, сократив время подготовки машины к эвакуации.

Применение

Уже к началу Второй Мировой войны, ставшей апогеем применения танков, бревна спасли не одну машину. При этом в СССР изобретение Карцева было редким явлением. Лишь машины, действовавшие в болотистой местности, обладали «табельным» бревном, а в полевых мастерских изготавливали плечевые упоры – в «частном» порядке. Чаще экипажи ограничивались штатным тросом и подходящим бревном. Суть была проста: к свободной части гусениц перпендикулярно крепилось бревно сечением в 20-25 сантиметров, с длиной, на 1 метр превышающей ширину танка. Движение гусениц «зарывало» бревно в грунт, где последнее цеплялось, а уже от него отталкивалась машина, преодолевая сложный участок. В итоге, от «упоров Карцева» отказались совсем. Ведь для каждой гусеницы требовалась деталь своей формы, да и подвеска танков того времени была по большей части сокрыта под корпусом. А трос или цепь подходили в любом случае.

«Американцы удивляются!»

Одно из самых частых заблуждений, касающихся бревна самовытаскивания гласит, что иностранцы так и не смогли догадаться о назначении бревна на русских танков. Естественно, это не так. В годы Второй мировой, британские и американские танкисты применяли бревна для эвакуации застрявших машин. К примеру, в инструкции для водителей гусеничных машин за август 1946 года (Manual for the Full Track Vehicle Driver) упоминается способ эвакуации танка с помощью бревна и троса. А на снимках того периода можно заметить немецкие БРЭМ Bergepanzer с бревнами на бортах рубки – назначение которых, думаю, ясно.

А что потом? Почему на российских танках, вплоть до Т-90, бревно присутствует, а Leopard и Abrams обходятся без этой детали? Официальная версия зарубежных военных следующая: танки созданы для обороны в условиях развитой дорожной сети, а для их эвакуации хватит штатных БРЭМ.

Будущее

Ввиду того, что бревно самовытаскивания штатно используется лишь в постсоветских ВС, оно стало предметом пристального внимания. И когда в 2015 году состоялась публичная демонстрация танка Т-14 «Армата», первый вопрос был нежданным: «Где бревно?». С одной стороны можно предположить, что «парадный» танк, позиционируемый как передний край бронетанковой науки, решили не ассоциировать с архаичным бревном. Но есть и другие версии.

Так, в 2014 году был оформлен патент на треугольное «устройство самовытаскивания транспортного средства» за авторством инженеров УКБТМ. По мнению авторов патента, новое устройство выгодно отличается от бревна компактностью и меньшей массой. При этом ее характеристики не уступают бревну самовытаскивания.

Источник:https://zen.yandex.ru/kitchenmag

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147