Каталонская кремальера

1+

Слово «кремальера» «crémaillère»  имеет французские корни и возникло оно в далекие средние века на знаменитой французской кухне.

В то время в каждом доме был очаг-камин.

У него грелись, здесь же и еду готовили.

Мясо жарили на вертеле или на решетке.

Похлебку же варили в котле, который подвешивали над костром.

Ясно, что в процессе варки котел должен был опускаться ближе к огню или подниматься повыше, чтобы повар мог без опаски перемешать еду или добавить какие-либо составляющие. Для этого котел подвешивали на металлический стержень с крюком, укрепленный на специальной стойке (une crémaillè).

Стойка была снабжена зубцами и несложным устройством, кремальерой, которое позволяло легким поворотом рукоятки перемещать стержень с подвешенным к нему котлом по вертикали.

Котел выше — температура снижается, можно открыть крышку и попробовать, готово ли блюдо. Котел ниже — температура повышается, варка продолжается.

Современная хозяйка для этого поворачивает ручку на газовой или электрической плите. Средневековая повариха — крутила кремальеру.

Закрепление кремальеры было последним действием, которое совершали в доме строители, для того, чтобы дом можно было считать жилым.

После этого кремальеру проверяли — на очаге готовили праздничную трапезу.

Поэтому по-французски новоселье называется «подвешиванием кремальеры».

Поэтому слово это легко «сбежало» с кухни на механическое производство и на транспорт. Кремальерами стали называть механические реечные передачи.

Эти передачи преобразовывали вращательное движение шестерни в поступательное движение рейки, находившейся с этой шестерней в зацеплении.

Или наоборот, перемещая зубчатую рейку туда-сюда, можно было поворачивать шестерню.

По-французски, по-испански, по-каталонски и по-итальянски горная железная дорога так и называется, «кремальера».

На всю очень не маленькую и очень горную Испанию, а заодно и Португалию (то есть, на весь Пиренейский полуостров) приходится лишь две кремальеры: Cremallera de Montserrat и Cremallera de Nuria — и обе эти зубчатых железных дороги находятся в Каталонии.

Кремальера Монсеррат наиболее доступна для большинства туристов: как явствует из её названия, расположена эта зубчатая дорога на знаменитой одноименной горе, всего лишь в 50-км от Барселоны, и позволяет преодолеть путь от подножия горы до уровня знаменитого монастыря Монсеррат, где хранится образ почитаемой во всем мире Мадонны Монсерратской.

Монсерратская кремальера была открыта б октября 1892 года и первоначально обслуживалась паровозами с зубчатой передачей.

После постройки канатной дороги Aeri de Montserrat в 1930 году и аварии в 1953 году, дорогу было решено закрыть, что было и сделано в 1957 году.

Однако позже её было решено восстановить, так как канатная дорога просто не справлялась с пассажиропотоком.

В 2003 году состоялось повторное открытие зубчатой железной дороги.

Длина Cremallera de Montserrat составляет 5 километров, которые поезда преодолевают за 15 минут и включает 3 станции.

Около километра железной дороги проходит по равнинному участку и не имеет зубчатой передачи.

Ширина колеи — 1000 мм.

Максимальный уклон — 15.6%.

Напряжение в контактной сети — 1500V постоянный ток.

Скорость — 30 км/ч на зубчатом участке, 45 км/ч на обычном.

Вторая из каталонских кремальер: Cremallera de Nuria — помоложе, покруче, подлиннее.

Эта дорога открылась в 1931-м году и с самого начала своей эксплуатации работала на электрической тяге.

Протяженность кремальеры Нурия — 12, 5 км, и за эти двенадцать километров вас поднимут более чем на километр по вертикали.

Колея 1000 мм.

Электрификация 1500 В постоянного тока.

Источники:

https://pikabu.ru/@Konstruktor6

https://www.barcelona-excurs.org/

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147