Как в СССР супер проходимые танки делали и, что из этого вышло

1+

Наверняка, многие, кто интересуется историей бронетехники, видели «Зимние» широкие гусеницы на немецких танках Т-3 и Т-4. Такие же можно увидеть и на американских «Шерманах», в частности на «Джамбо». Однако о подобных улучшениях советских танков известно мало, бытует мнение, что советские машины изначально строятся как очень проходимые, так как конструируются и испытываются на вечном российском бездорожье. Действительно, если взглянуть на широкие гусеницы советских танков Т-34 и КВ, можно сказать, что они просто рождены для передвижения по топкой поверхности. Но, что касается советских танков, строившихся по западным лицензиям в начальный период становления советского танкостроения, то применительно к ним подобные работы тоже осуществлялись. Наиболее удачным был вариант уширения гусениц на советском танке Т-26. Чем же он отличался от немецких и американских экземпляров, и кто был первым? В основном уширители гусениц на практике применяли немцы, во время сражений в Советском союзе. Русские глубокие снежные покровы и грязь в распутицу заставили их включить голову. Они использовали 2 варианта: первый – уширители гусениц, цепляющиеся к основной гусенице, к каждому траку отдельно; второй – гусеница с широкими полностью литыми траками.

Улучшение увеличивало проходимость немецких средних танков, что позволило им почти сравняться в этом отношении с советскими танками. Почти такие же уширители, как в первом немецком варианте, применяли и американцы, но они принимали подобные меры к своим штурмовым утяжеленным танкам М4А3Е2 «Шерман Джамбо», так как танк оставался средним, а вес приравнивался к тяжелым танкам, и необходимо было вернуть прежнее давление на грунт. Советские конструкторы задались этим вопросом гораздо раньше немцев и американцев, и пошли любопытным путем, крепили к основной гусенице еще одну полноценную гусеницу, а также уширяли и катки.

Работы начались после удачных испытаний танка Т-34 в 1940 году, который по проходимости превзошел все, что можно было. Появилась необходимость увеличения проходимости стоявших на вооружении остальных танков, которые во взаимодействии с Т-34 теперь могли и не поспеть по бездорожью. Руководил первоначальными работами инженер Шуфрин. Он предложил вдвое удлинить пальцы гусениц и через них соединить две в одну широкую. Также, для уменьшения возможного воздействия на ходовую часть, приняли решение ставить дополнительные все опорные катки и два крайних поддерживающих катка. Собранный вариант танка получил наименование Т-26-Б. Траки гусениц соединили как задумывалось изначально, а опорные и поддерживающие катки установили через новые удлиненные оси и втулки. Позже отказались от дополнительной серийной гусеницы, заменив ее на штампованную, более легкую. На испытаниях обкатывались обычный Т-26 и Т-26-Б.

Танк с широкими гусеницами показал хорошие результаты. Топкая местность преодолевалась лучше, чем на обычном Т-26. Также танк оставлял менее заметный след гусениц, что могло упростить работы по маскировке. Чуть позже инженер Жуков предложил убрать дополнительные опорные и поддерживающие катки, уменьшив теме самым вес танка. На испытаниях Жуковского варианта танк стал более управляемый, снизилась нагрузка на рычаги механика-водителя, но дополнительная гусеница гнулась во время движения от неровностей поверхности.

Доработанный Жуковский вариант выглядел уже в виде отдельных уширителей для каждого трака отдельно, который уже был отмечен как наиболее удачный, так как имел ребра жесткости. Окончательный вариант танка с уширенной гусеницей получил наименование Т-26-1/П. Так, что можно сказать, что уширители гусениц, в более известном их варианте, разработали и обкатали на практике советские конструкторы. Однако в боях Второй мировой войны уширители гусениц на советских танках, по неизвестным причинам, так и не использовались.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5dd92979a9876a758f94f631

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147