Все агрегаты новой зенитной системы были смонтированы на сравнительно крупной башне, пригодной для установки на различные шасси. Забегая вперед следует сказать, что опытный экземпляр ЗСУ ZA-35 был построен на основе восьмиколесной бронемашины Rooikat. В таком варианте перспективная зенитная самоходка проходила испытания. Известно, что альтернативной базой для ZA-35 могли быть танк Т-72 советского производства и шасси южноафриканской САУ G6. Погон зенитной башни позволял устанавливать ее на шасси нескольких типов. В свете состава парка техники ЮАР в восьмидесятых годах возможность установки башни на танк Т-72 выглядит попыткой заинтересовать зарубежных покупателей.
Башня системы ZA-35 сваривалась из броневых листов различной толщины. Лобовые листы защищали от снарядов калибра до 23 мм, а борта и корма обеспечивали защиту от любого стрелкового оружия на любых дистанциях. Башню оснастили электромеханическими механизмами поворота, позволявшими развернуть ее на 180° до 4 секунды. В передней части башни разместили блок с оптико-электронной аппаратурой, позволявшей оператору комплекса самостоятельно наблюдать за воздушным пространством и наводить орудия на цель. В задней части бортов башни были размещены поворотные агрегаты с автоматическими пушками. Заднюю часть крыши башни отвели под антенну РЛС обнаружения. Интересной особенностью этой антенны была система ее монтажа. В походном положении антенна «висела» позади башни, а в боевом поднималась в вертикальное положение. При необходимости оператор комплекса мог увеличить дальность обнаружения целей, подняв антенну на мачте с гидравлическим приводом на высоту около 5 метров. Поднять антенну можно было только во время стоянки.
В качестве радиолокационной станции обнаружения целей и управления вооружением использовалась система EDR110. Возможности этой РЛС, по некоторым данным, позволяли отслеживать до 100 воздушных целей и наводить орудия на одну из них. При поднятой антенне дальность обнаружения самолетов достигала 12 км, вертолетов – 8 км и наземных целей – 4 км. В состав прицельного комплекса ЗСУ ZA-35 также включили набор оптико-электронных средств с лазерным дальномером и систему передачи данных. При необходимости зенитная самоходка могла бы использовать внешнее целеуказание.
Зенитную самоходную установку ZA-35 вооружили двумя автоматическими пушками M-35 калибра 35 мм. Орудия разместили на бортах башни в бронированных кожухах. Система установки пушек позволяла наводить их в вертикальной плоскости в пределах от -8° до +81° от горизонтали. При темпе стрельбы 550 выстрелов в минуту орудия M-35 могли выпускать снаряды с начальной скоростью до 1180 м/с. Внутри башни размещались два магазина по 230 снарядов в каждом. После израсходования боеприпасов экипаж мог в течение 8 минут заменить оба магазина и вновь приступить к защите воздушного пространства.
Боекомплект ЗСУ ZA-35 состоял из снарядов калибра 35 мм двух типов: осколочно-фугасного и бронебойного. Последний мог пробивать 100-мм броневой лист на расстоянии 1000 метров. Считалось, что такая номенклатура боеприпасов будет достаточна для уничтожения различных летательных аппаратов и наземных целей.
Экипаж зенитной самоходки ZA-35 состоял из трех человек: механика-водителя, командира и оператора-наводчика. Три члена экипажа должны были располагаться внутри бронированного корпуса и башни боевой машины. Командир и наводчик должны были получить набор оборудования, позволяющий дистанционно управлять работой башенных систем.
Новая зенитная самоходная установка ZA-35 на шасси бронемашины Rooikat должна была стать одним из трех компонентов перспективного комплекса войсковой противовоздушной обороны. Помимо машины с пушечным вооружением в него планировалось включить зенитный ракетный комплекс ZA-HVM на шасси Rooikat и радиолокационную станцию. В состав зенитной батареи должны были входить три ЗСУ, один ЗРК и одна РЛС.
Первый экземпляр перспективной ЗСУ ZA-35 был построен на базе бронемашины Rooikat с колесной формулой 8х8. Шасси, оснащенное дизельным двигателем мощностью 563 л.с., обеспечило 34-тонной машине достаточно высокие характеристики. Так, максимальная скорость при движении на шоссе превышала 100 км/ч, а запас хода достиг 700 километров. В целом, машина получилась удачной и пригодной для использования в войсках.
Последние упоминания о проекте ZA-35 относятся к первой половине девяностых годов. В это время Южно-Африканская Республика переживала крайне тяжелые времена, которые сказались на жизни страны в целом и на оборонной промышленности в частности. По некоторым данным, к этому времени было построено около двух десятков новых зенитных самоходок, но иные источники говорят о существовании лишь одного прототипа. Точная информация о существовании прототипов ЗСУ ZA-35 на шасси танка Т-72 тоже отсутствует – имеются лишь общие схемы подобной машины.
Проект ZA-35 был закрыт ориентировочно в середине девяностых годов, и с тех пор ЮАР не пыталась создавать собственные зенитные самоходки. В настоящее время малокалиберная артиллерия в вооруженных силах Южно-Африканской Республики представлена только буксируемыми системами нескольких типов зарубежного производства.
По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://pvo.guns.ru/
http://raigap.livejournal.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
- Автор:Рябов Кирилл




