0

Для снабжения свежим воздухом членов экипажа и обеспечения двигателя кислородом, а также удаления пороховых газов из боевого отделения  в танке «Тигр» была предусмотрена система вентиляции. Состояла она из воздухозаборников, воздуховодов и двух вентиляторов: центробежного и осевого.

Для вентиляции башни на ее крыше над казенником орудия был установлен осевой электрический вентилятор. Он вытягивал воздух и дым, образующийся при стрельбе из пушки, со скоростью 12 м3/мин. Снаружи выпускной канал был защищен внешним бронированным диском.

 

Второй центробежный вентилятор располагался на перегородке отделяющей моторный отсек от боевого отделения и приводился в действие карданным валом. Этот вентилятор создавал небольшое разрежение в корпусе машины и тем самым обеспечивал приток свежего воздуха внутрь танка.

Вход воздуха в боевое отделение был организован в передней части подбашенной коробки. Воздухозаборник располагался на палубе(крыше) корпуса под стволом пушки. Через него воздух по воздуховоду похожему на штаны распределялся по внутреннему объему машины. Часть воздуха засасывалась в кожух закрывающий коробку передач и далее по воздуховоду расположенному на днище поступала в центробежный вентилятор.

 

Еще два воздухозаборника располагались на крышке моторного отсека. Через них в моторный отсек поступал воздух необходимый для работы двигателя. Часть этого воздуха также через воздуховод расположенный на днище засасывалась в центробежный вентилятор.

При необходимости очистки воздуха от пыли и песка к двум задним воздухозаборникам подключали фильтры Фейфель, которые располагались на задней бронеплите подбашенной коробки.

 

Отработанный воздух на выходе из вентилятора подавался в герметичные кожухи, закрывающие выпускные коллекторы, тем самым охлаждая их. Далее горячий воздух поступал в соединительную магистраль, расположенную на задней стенке моторного отсека. Из магистрали воздух высасывался и выбрасывался в атмосферу вентиляторами системы охлаждения. Вентиляторы системы охлаждения помимо этого, вытягивали воздух через отверстия с дроссельными заслонками, которые располагались на боковых стенках моторного отсека.

В зимний период при низких температурах, объем воздуха, охлаждающий коробку передач и выпускные коллекторы, уменьшали установкой заглушек на выходных патрубках центробежного вентилятора.

 

В наземном походном режиме воздух циркулировал в танке как показано на схеме ниже.

 

Обеспокоенные весом «Тигра», немецкие инженеры предусмотрели в конструкции танка возможность переходить глубокие броды. Вместо того чтобы искать мосты с достаточной грузоподъемностью, способные выдержать вес машины, «Тигр» должен был пересекать реки и водные преграды глубиной до 4,5 м по дну с помощью установленного шноркеля.

 

Это требование привело к ряду специальных условий для Тигра, которые стали причиной большого объема дополнительных работ при производстве танка. Стоит заметить, что нет никаких доказательств, что эта функция была когда-либо использована в походе. Осознание того, что это была ненужная функция, привело к прекращению производства элементов для подводного вождения в августе 1943 года. Вместо этого власти потребовали, чтобы Тигр имел возможность преодолевать брод глубиной до 1,5 м.

Для пересечения глубокого брода, экипаж проводил ряд приготовлений – список из 14 действий.

Если любое из этих действий было упущено, это могло привести к затоплению машины. В качестве контрольного перечня, использовалась пластинка, прикрепленная к стене башни, со списком всех необходимых действий, и  аналогичное количество надписей нарисованных краской на соответствующих частях танка. В процедурах указывалось, что во всех люках и отверстиях должны иметься резиновые уплотнения или пробки, на башенном погоне должна быть надувная резиновая трубка, чтобы остановить любое проникновение воды, а также возведена телескопическая труба на плите моторного отсека для подачи воздуха экипажу и в двигатель.

Шноркель был сделан из четырех частей, которые телескопически вставлялись друг в друга. Когда он не использовался, то был размещен внутри моторного отсека, в вертикальном положении у задней стенки. Ниже на фото представлены система очистки воздуха и частично возведенная телескопическая труба.

 

При преодолении водной преграды воздух поступал в боевое отделение через шноркель соединенный с воздуховодом под полом башни. Распределяясь по объему танка воздух, частично засасывался в кожух коробки передач и по воздуховоду поступал в вентилятор. Золотник (задвижка) под вентилятором был сдвинут в таком случае, назад к двигателю и перекрывал тем самым забор воздуха вентилятором из моторного отсека. После вентилятора воздух проходил через кожухи выхлопных коллекторов в соединительную магистраль и выводился из него через специальную трубу с открытой  заслонкой в моторный отсек.

 

Дроссельные заслонки в трубах между соединительной магистралью и вентиляторами охлаждения, также как и заслонки, межу моторным отсеком и вентиляторами охлаждения, перекрывались на время погружения. Управление заслонками осуществлялось рычагом, расположенным на перегородке отделяющей моторный отсек от боевого отделения.

В ходе погружения, приводы вентиляторов системы охлаждения были отключены и речная или озерная вода затопляла радиатор, обеспечивая его охлаждение. Трюмный насос, установленный под полом башни, откачивал любую просочившуюся через неплотности воду. Помпа могла удалить из машины 250 литров воды в минуту, через трубу с правой стороны от одного из топливных баков. Труба была снабжена пружинным обратным клапаном, чтобы остановить любой поток воды обратно в танк. Помпа нуждалась в антифризе, чтобы исключить ее замерзание при отрицательных температурах.

В конце войны, на немецком полигоне Haustenbeck «Тигр был подвергнут испытаниям, британской командой заинтересованной в получении любой полезной информации о возможности погружения танка под воду.

 

Для глубоководного эксперимента в специальном резервуаре на полигоне, шноркель установили на командирскую башенку, а не в обычное положение в задней части крышки двигателя.

Источник:http://metspra.ru/

 

 

 

0

от admin